Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Акции

Рубрики раздела

Счётчики

С праздником, дорогие женщины!

С праздником, дорогие женщины!


От всего сердца поздравляем вас с наступлением Весны. Специально к 8 марта Kultura-portal.ru подготовил подборку материалов, посвященных Женщинам - их творчеству и судьбе (публикации газеты "Культура" 2004-2003 годов).

Венера поколения МTV

Анна Нетребко за рубежом

На вопрос, какой певице удалось соединить требования старой оперной школы и театра нового времени, западные оперные критики чаще всего отвечают: Анне Нетребко. Ценители старой школы восхищаются ее прекрасным голосом. Чистота звучания, безупречная колоратура и необыкновенное богатство нижнего регистра певицы заставили некоторых из них вспомнить Марию Каллас. Молодежи нравятся внешность Нетребко, ее драматический талант и подвижность.

Спутница успеха

Богиня русской сцены Мария Савина

В марте 2004 года исполняется 150 лет со дня рождения одной из самых прославленных актрис русской сцены Марии Савиной. Главные составляющие ее успеха: гибкий артистический талант, безукоризненное изящество и элегантность, а также сильный, волевой, несгибаемый характер. Эта красивая, умная и прозорливо дипломатичная женщина умела не только очаровывать и покорять, но безраздельно царить и властвовать. Преодолев свои "горести и скитания" и стремительно завоевав центральное положение в звездной труппе императорского Александринского театра, Савина уже не позволяла успеху покинуть ее, ведь по натуре она всегда была победительницей.

УЛЬЯНА ЛОПАТКИНА: "Я замыкаюсь, чтобы сосредоточиться..."

Имя заслуженной артистки России, лауреата Государственной премии Ульяны ЛОПАТКИНОЙ , примы-балерины прославленной труппы Мариинского театра, вновь, после двухлетнего перерыва, появляется на афишах. В годы расцвета своей славы она оставила сцену, чтобы стать матерью, затем перенесла серьезную операцию. Сейчас Ульяна готовится выйти на родную сцену, первым балетом станет "Шехеразада", в которой она исполнит партию Зобеиды. Зрители с нетерпеливым интересом ожидают, какой будет балерина на новом этапе своего творчества.

Королева цыганского романса

Анастасия Вяльцева дебютировала на сцене в тринадцать лет

Анастасию Дмитриевну Вяльцеву называли несравненной. Она вошла в историю королевой цыганского романса. Ее имя, гремевшее по всей дореволюционной России и звучавшее в одном ряду с великими именами Шаляпина, Собинова, Горького, Станиславского, Блока, на какое-то время было незаслуженно забыто. Но ее богатейшие исполнительские традиции продолжали жить в творчестве наших лучших эстрадных исполнителей, а романсам из ее обширного репертуара была уготована долгая жизнь - и на сцене, и вне ее. Мы любим вяльцевские романсы и сейчас, с полным правом называя их нашим наследием, и вновь с огромной признательностью вспоминаем певицу, волновавшую сердца слушателей век назад.

Слово великой "молчуньи"

Фрагменты из мемуаров Екатерины Максимовой

В ярком созвездии балерин конца двадцатого века Екатерине Максимовой отведено судьбой особое, едва ли не самое почетное, место. Ее танец - олицетворение одухотворенной гармонии, эталон балетных канонов, как и сам ее облик - хрупкий, почти невесомый. Ее называли молчуньей, самой "закрытой и неразговорчивой" звездой мирового балета. Она неохотно давала интервью и никогда не рассказывала о своей жизни. Можно было только догадываться, каким напряжением сил, душевных и физических, достается ей каждый образ, что прячется за той лучезарной, единственной и неповторимой максимовской улыбкой. И вот произошло чудо: балерина поведала о своей жизни. В отрывке, подготовленном автором литературной записи мемуаров Еленой ФЕТИСОВОЙ, избранница Терпсихоры отчасти открывает великие и простые тайны ремесла.

"Он любил меня первую, а я его последним"

Марина Цветаева и Николай Гронский: роман в письмах

Имя Цветаевой еще при жизни сопровождала некая "скандальность", обусловленная, очевидно, ее редкой даже для лирического поэта способностью договаривать все до конца. Еще Иосиф Бродский заметил, что Цветаева - поэт, возможно, самый искренний в ХХ веке. Некоторые письма из открывшегося архива М.Цветаевой, хранящегося в РГАЛИ, мы сегодня предлагаем вашему вниманию.

ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА: "Вся жизнь как сон"

Она родилась, чтобы удивлять мир своим божественным голосом. И делает это с неукротимой энергией и поразительным шармом уже сорок лет. Учит еще мастерству молодежь в России, Испании, США, Японии... И устраивает в Санкт-Петербурге Международные конкурсы молодых оперных певцов. Накануне третьего уже конкурса мы беседовали с Еленой ОБРАЗЦОВОЙ в ее московском доме на Патриарших прудах в присутствии дочери Елены Макаровой и Карменситы - пуделя, которого подарили Образцовой артисты Театра Романа Виктюка, где она играет главную героиню в пьесе "Антонио фон Эльба" и репетирует еще в двух - "Не стреляйте в маму" и "Венера в мехах".

Соперница великих современниц

"Горькая судьбина" Пелагеи Стрепетовой

В судьбе выдающейся русской актрисы Пелагеи Стрепетовой было немало трагических моментов, оказалась неоцененной по достоинству ни при жизни, ни в те времена, когда писалась история русского драматического театра второй половины XIX века. Ее след едва ли не затерялся в лучах славы более знаменитых современниц - Веры Комиссаржевской, Марии Ермоловой, Марии Савиной. Но талант Стрепетовой был не меньшего накала. В готовящейся к выходу в издательстве "АСТ-ПРЕСС" книге "Богини русской сцены" одна из глав, написанная театроведом Мариной Гаевской, посвящена жизни и творчеству этой незаслуженно забытой актрисы. Фрагмент этой главы мы предлагаем нашим читателям.

ИЛЗЕ ЛИЕПА: "Не опоздайте на встречу c любовью

В предисловии к книге о своем великом отце Марисе Лиепе Илзе написала: "Всю жизнь для меня было загадкой: талант дается Богом как награда или как испытание? И думается мне: все, что ведет человека к творчеству, - это награда, но вся жизнь - испытание. Испытание и потери". Эти испытания она изведала сполна. Творческая карьера балерины Илзе ЛИЕПЫ долго складывалась вне стен родного Большого театра. Ее "Федра" и "Шехеразада", "Возвращение Жар-птицы" и "Странствие", "Маэстро" и "Госпожа Бовари" создавались в рамках иных театральных систем - в антрепризных проектах, вечерах памяти отца, сольных программах. В прошлом сезоне Илзе Лиепу выбрал Ролан Пети для исполнения партии Графини в "Пиковой даме". В нынешнем - пушкинская героиня помогла своей создательнице собрать целый букет премий. Счастливое начало положил приз "Душа танца", учрежденный журналом "Балет", затем была "Золотая Маска" и, наконец, Государственная премия России.

СУЛАМИФЬ МЕССЕРЕР: "Мне хочется жить!.."

Исполнилось 95 лет талантливой балерине и выдающемуся педагогу Суламифи Мессерер. Она родилась в многодетной семье московского врача. Пятеро детей стали артистами. Азарий Азарин служил во Втором МХАТе, Асаф и Суламифь Мессерер блистали на сцене Большого театра, Рахиль, мать Майи Плисецкой, подавала большие надежды как артистка кино, а Елизавета посвятила себя драматическому театру под руководством Юрия Завадского. Балерина невероятно широкого репертуара, Суламифь Мессерер танцевала на сцене Большого театра до 1950 года, затем преподавала в родном театре и в Московском хореографическом училище. Много работала в Японии. С 1980 года живет за рубежом. В редакции журнала "Балет" хранятся раритетные материалы, посвященные С. Мессерер.

МАКВАЛА КАСРАШВИЛИ: "Любовь я принесла в жертву профессии"

"Она никогда не кричит о себе", - сказала мне о Маквале КАСРАШВИЛИ одна из ее коллег. Почти год я звонила Маквале Филимоновне в надежде на интервью, но каждый раз у нее возникали причины для переноса встречи. А мы уже знали друг друга. Знакомство произошло в доме Аллы Демидовой, куда Касрашвили приехала с их общим любимцем пекинесом Микки. Когда одна из актрис уезжает из Москвы, пес переселяется к другой. "У Маквалы - золотое сердце", - говорит Алла Сергеевна... Она и на самом деле не только превосходная певица, но и красивый человек. Год назад в жизни примадонны произошло неожиданное событие: она стала управляющей оперной труппой Большого.

Она поймала Синюю птицу

К 100-летию со дня рождения Натальи Сац

О Наталии Ильиничне Сац писать трудно - потому что лучше, чем она сама о себе написала в "Новеллах моей жизни", сделать это невозможно. О Наталии Ильиничне писать легко, потому что она прожила жизнь такую яркую, такую разную, такую созидательную, такую талантливую, что восторженные слова сами ложатся на бумагу. Ей повезло родиться от большой любви двух замечательных людей, и всю жизнь любовь была для нее, быть может, самым главным содержанием жизни. Она была необыкновенно красивой женщиной - и в молодости, и в зрелые годы, и в старости. Впрочем, последнее не о ней - она работала в театре до самой смерти, почти до 90 лет, и оставалась величественной и прекрасной королевой.

Cпокойных дней не было. Требовалось постоянно доказывать: "Я могу!"

В главной роли Элина Быстрицкая

"Я знала, в каком театре хотела бы работать. Еще когда училась в Киеве, не пропускала ни одного спектакля Малого театра, когда он приезжал к нам на гастроли, - "Волки и овцы", "Варвары", "Калиновую рощу", "Порт-Артур"... Позже театральные критики в статьях обо мне писали, что я восхищенно смотрела игру Е.Турчаниновой, В.Рыжовой, В.Пашенной, Е.Шатровой, Е.Гоголевой, К.Зубова, М.Царева, Н.Анненкова со ступенек последнего яруса. И восхищение мое было искренним и безраздельным. За возможность работать в Малом театре я отдала бы все сокровища мира. Но Малый театр несколько лет оставался для меня недосягаемой планетой. Я должна была сделать что-то значительное, чтобы иметь право прийти туда. И вот появилась надежда: мне казалось, что "Неоконченная повесть", "Тихий Дон" и "Добровольцы" дали мне право попытаться попасть в Малый."

Не уходите, без вас немыслим Малый театр!

К 150-летию Марии Ермоловой

"Героической симфонией русского театра" называл М.Н.Ермолову К.С.Станиславский. Она была не только гениальной актрисой, но и удивительной личностью. По натуре закрытая, даже замкнутая, Мария Николаевна умела держать дистанцию, ее доброжелательность к людям никогда не переходила в панибратство. А необыкновенная скромность, предельная сосредоточенность на профессии делали известную актрису фигурой загадочной и непознанной. Такой до конца не разгаданной тайной она и осталась. Да и сама актриса была "великой молчальницей" - говорить о себе Мария Николаевна не любила и не умела. А от ее дневников остались лишь чудом уцелевшие страницы с юношескими размышлениями о жизни и беспощадно критичными оценками собственного характера и дарования. Все прочие записи либо пропали, либо были уничтожены самой актрисой.

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;