Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 7 (7118) 26 февраля - 4 марта 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Краски мира

Пуччини был бы доволен

ПРЕМЬЕРА

Лариса ДОКТОРОВА
Брюссель


Три одноактные оперы Д.Пуччини: "Плащ", "Сестра Анжелика" и "Джанни Скикки" - впервые прозвучали в Нью-Йорке в 1918 году. Хотя "Триптих" был хорошо принят публикой, руководство оперных театров обычно избегает за него браться. Причина, главным образом, финансовая. Три произведения с разными сюжетами требуют не только больших затрат на декорации, но и трех составов исполнителей. Самой популярной из этих опер стала "Джанни Скикки", а редко звучащей остается "Сестра Анжелика". Обычно театры старались заменить ее другой одноактной оперой. Но композитор всегда сопротивлялся таким попыткам. После знакомства с "Триптихом" становится понятным нежелание Пуччини ставить оперы отдельно или их заменять. И в музыке, и даже в сюжетах, несмотря на их несхожесть, прослеживаются мелодические и вокальные связующие линии.

В брюссельском театре Ла Монне все три оперы поставлены норвежским режиссером Штейнером Винге и оформлены немецким сценографом Тобиасом Хохейзелем.

В первой опере, темой которой является любовный треугольник, постановщик усугубил атмосферу черной драмы, сосредоточив внимание на психологической стороне содержания спектакля. Действие его развивается медленно, явно ощутима атмосфера надвигающейся трагедии. И ни танцы под шарманку, ни песни уличного музыканта не могут этого скрыть. На сцене баржа, по двум трапам поднимаются из трюма грузчики; владелец баржи Мишель всматривается в лицо каждого, пытаясь угадать, кто из них любовник его жены. Эта мизансцена, а также некоторые другие кажутся заимствованными из драматического спектакля.

Нарастающее напряжение завершается убийством Мишелем своего соперника. Из трех опер "Плащ" - самая реалистичная, ее трагический финал поражает, как внезапный удар кинжала, и потому она так сильно воздействует на публику. Оформление сцены минимальное: серая палуба баржи, серая набережная, серовато-темные костюмы. В этой зыбкой атмосфере редкие яркие вспышки луча прожектора высвечивают силуэты трех действующих лиц.

Последние аккорды контрабасов сопровождают опускающийся занавес, и последняя вспышка прожектора задерживается на лежащем на авансцене теле. "Сестра Анжелика" повествует о монастырской жизни XVII века. Хотя в этой опере нет любовной фабулы, по своему драматическому напряжению она не уступает "Плащу".

В ее основу положен трагический эпизод. Монахиня Анжелика, происходящая из патрицианской семьи, уже семь лет живет в монастыре, куда ее заточили родственники после того, как она произвела на свет незаконнорожденного ребенка.

Однажды в монастырь приезжает тетя Анжелики, чтобы убедить ее отказаться от наследства в пользу младшей сестры. Молодая монахиня понимает, что она никогда не получит от семьи прощения, а когда жестокая родственница как бы походя бросает фразу о том, что мальчик умер, Анжелике не остается ничего другого, как покончить с собой. Она принимает яд.

"Сестра Анжелика" для постановщика представляет некую опасность, так как невольно можно впасть в искушение придать характеру героини излишнюю, даже, пожалуй, душераздирающую реалистичность. Но у Штейнера Винге этого не произошло. Хотя известная греческая певица Соня Теодоридоу исполнила роль Анжелики со страстностью и даже некой экзальтированностью, особенно в дуэте с теткой, однако в сцене самоубийства к певице вернулось самообладание, и она закончила ее с благородной сдержанностью.

Постановщик разделил оперу на две части, первая служит как бы преддверием второй. В первой показаны монастырская жизнь, характеры монашек. Под яркими лучами солнца они идут на службу, прогуливаются, разбившись на группы, завтракают у фонтана в монастырском дворе.

Цвета оформления меняются от сцены к сцене: сначала белые, светло-серые, палевые. Но в момент появления роковой родственницы атмосфера меняется. Ее черный костюм вызывает чувство тревоги, беспокойство, ее резкая походка контрастирует с мягкими, скользящими движениями монашек. Солнце исчезает, дверные проемы в соборе захлопываются, наступает сумрак. Финал "Сестры Анжелики" вызывает в памяти только что прослушанную оперу "Плащ". И последняя ария главной героини сравнима с последней арией Мишеля.

Третья часть "Триптиха" - "Джанни Скикки" - единственная комическая опера композитора.

За основу сюжета взяты несколько строк из "Божественной комедии" Данте. Флорентиец Джанни Скикки подделал завещание умершего богатого патриция Буозо Донати, удовлетворив таким образом пожелания не столько родственников Донати, сколько свои собственные. За этот проступок Данте поместил его в ад.

"Джанни Скикки" в версии Винге-Хохейзеля великолепно передает атмосферу Флоренции XIII века. Действующие лица - не роковые злодеи и не ангелы, а самые обычные люди с присущими всем смертным пороками и добродетелями. Волнующие их проблемы остаются злободневными для любого общества во все времена. И все это трактуется композитором в стиле оперы-буффа, с характерной для нее ритмикой, где обильно используется музыкальный гротеск.

На всем протяжении действия обыгрывается комическая сторона сюжета. Когда открывается занавес, умирающий бегает по сцене, спасаясь от своих родственников, потом прячется в постели. Вот тут-то они настигают его и душат. Потом плачут. Но недолго. Как только обнаруживается завещание, их скорбь обращается в ярость против Донати: все свое состояние умерший завещал монастырю. В разгар бесчинства появляется Джанни. Он быстро понимает, что тут можно поживиться, и предлагает родственникам совершить подлог.

В финале оперы Джанни Скикки, глядя на свою дочь Лоретту, обнимающую Ринуччио, племянника Буозо Донати, произносит: "Деньги Донати не могли бы принести большей пользы. И вот за это великий Данте поместил меня в ад"...

В спектакле были заняты интересные солисты. В "Плаще" хочется отметить Галину Калинину, которая уже знакома брюссельским слушателям. И на этот раз она покорила публику своим сильным сопрано. Больше всех аплодисментов досталось исполнительнице роли сестры Анжелики, греческой певице Соне Теодоридоу. Ее прозрачное сопрано звучало особенно выразительно в дуэте с болгарской артисткой Александриной Милтчевой. Знаменитый бельгийский бас- баритон Жозе Ван Дам, исполнитель роли Джанни Скикки, известен не только своими вокальными данными, но и завидным актерским талантом. Он создал запоминающийся образ Джанни, пройдохи, который ради страстной любви к дочери готов пойти даже на подлог.

Швейцарский дирижер Марчелло Виотти сумел связать воедино разносторонние аспекты партитуры, от импрессионистической музыки "Плаща" до вокальной скороговорки и речитативов "Джанни Скикки" и арий бельканто "Сестры Анжелики".

Также в рубрике:

СОЦИУМ

ПРЕМЬЕРА

ОПЫТ

ИЗ ЖИЗНИ ЗВЕЗД

ФЕСТИВАЛЬ

ПАРАЛЛЕЛИ

НАШИ ЗА ГРАНИЦЕЙ

ВСЕ ОБО ВСЕМ

ПЕРСОНАЛИИ

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;