Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 7 (7118) 26 февраля - 4 марта 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Палитра

Читая экслибрисы

ШТРИХИ

Александр КАСЫМОВ


Люблю маленькие выставки. А если вся экспозиция помещается на стене в редакционном кабинете, так, по-моему, хвала редакции! А если в скромном кабинете выставлены и вовсе экслибрисы, то уже хвала нам, зрителям. Потому что восприятие графической миниатюры в этом случае требует определенной начитанности.

Шестнадцать офортов Ольги Самосюк разместились в редакции уфимской газеты "Рампа". И я очень жалел, что в единственный кабинет, где делается "Рампа", нельзя было привести весь город.

Ольга Самосюк работает, кажется, во всех видах печатной графики. Года три-четыре назад она выставляла в зале Союза художников Республики Башкортостан монотипии. Свои миниатюры она делает в техниках офорта и литографии. Ольга Александровна - четкий рисовальщик, которому интересно приключение линии. Линии, ведущей к образу двойного наполнения: зрительного и словесного. Совершенно всерьез утверждаю, что экслибрисы Самосюк можно читать, как текст. И не только тот, который Ольга непосредственно иллюстрирует.

И в сердце растрава,

И дождик с утра.

Откуда бы, право,

Такая хандра...

Переведенный Пастернаком Верлен превращается у нашего графика в цветной офорт, изображающий словно бы границу между домом и городом. Разлетевшиеся шторы - еще и лесные пути-перепутья. По одному из них мчится-летит волк. Откуда он тут, если растрава и хандра? Заоконное дерево и полный месяц над среднеевропейским городком. Экслибрис собирается словно бы из нескольких камешков, которые расположены так, что зритель перво-наперво замечает движение по кругу... Хандра - стремление к движению. Дождь - движение. Полная луна - круг.

Ольгиными миниатюрами можно любоваться, облокотившись на книжку. Но можно и оставить томик где-то в стороне. И тогда заметишь: работая над серией офортов, посвященных Верлену, художник исходит из того, что перед нами поэт кабинетный (всегда присутствует кусочек изысканного интерьера, летящие занавески), интеллектуальный (явные признаки "ученых" занятий), эстет с уклоном в мистику (соответствующие знаки)... И этот набор, эта азбука изменяются по мере того, как автор следует по своей причудливой дорожке через библиотеку.

А цикл "Рейнеке-Лис"! Его видели в Бельгии, как и серию, посвященную Тилю, таки побывавшую "на родине героя", во Фландрии... Но главное, конечно, не в заграницах - у них свой праздник, у нас свой. Два этих "сериала", эстетически несколько противореча друг другу, создают художественный мир Ольги Самосюк. Изысканно-фантазийный "Лис", где краски хитровато ликуют, а линии завиваются и причудливо пересекаются - и строгие листы об Уленшпигеле и Ламме. Разноцветно-серый колорит. Пепел Клааса? Пепел горькой войны? Как говорит об этом де Костер?..

Глядя на такие "картинки", задаешься вопросом о жанре. Что же такое экслибрис? Офорт или литография по книжному поводу? И верно, и нет. Применительно к направлению, которое представляет Ольга Самосюк, можно говорить о новом взгляде на знакомые тексты. Часто экслибрис становится не ярлычком на оборот обложки, а словно ею самой... И тут ничего не поделать. Искусства в этих миниатюрах так много, что печатные циклы превращаются словно бы в инсценировку произведений, знакомых, может быть, со времен детской библиотеки. Шесть десятков миниатюр (напомню: в "Рампе" на стене - лишь шестнадцать!) - это колоссальное количество. Различные, по-разному окрашенные оттиски изменяют образную ткань, приближая ее к первоисточнику или отдаляя от него... Любите книгу - источник художественных знаний. Любите художника, любящего книгу!

Также в рубрике:

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;