Главная |
Форум |
Партнеры
![]() ![]() |
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 5 (7213) 10 - 16 февраля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраВстречают по одежкеВиктор ЛЕОНИДОВ
Алексей Венгеров, один из самых известных московских коллекционеров, в год распада СССР потрясший Германию выставкой "Старая русская книга из частных собраний", вновь и вновь продолжает удивлять всех, кого хоть как-то интересуют проблемы истории искусства. За два месяца до открытия грандиозной выставки обложек русских периодических изданий ХХ века в Музее личных коллекций на Волхонке он устроил мини-премьеру своей затеи в небольшом уютном выставочном зале журнала "Наше наследие". Единственное, наверное, за что стоит критиковать "Наше наследие", - так это за камерные размеры галереи, в которой вот уже много лет проходят выставка за выставкой. Толпа, набившаяся на вернисаж коллекции Алексея Венгерова и его сына Сергея, явно превосходила скромные параметры помещения. Ну да ладно, впереди экспозиция в Музее личных коллекций на Волхонке, туда все поместятся.
Замысел просто не может оставить равнодушным. Представляете - от первых номеров "Мира искусства " и "Золотого руна" до компьютерных изысков последних дней. Вся история нашей страны с ее трагедиями и в то же время неиссякаемыми и никак до конца не истребленными талантами проходит сквозь экспозицию. Здесь, как уже говорилось, и "Мир искусства", "лицо" которого было выполнено замечательной, но так полностью и не вошедшей в обойму "классиков" художницей Марией Якунчиковой, и изысканные "Аполлон", "Золотое руно" и "Старые годы", до сих пор остающиеся непревзойденными шедеврами русского книжного оформления. "Старые годы", кстати, усилиями Сергея Маковского превратились в своего рода каталог русских частных собраний, во многом ставший мартирологом после 1917 года. Конечно, сатирические журналы - так называемые "однодневки", связанные с бурными событиями первой революции. Большинство из них представляют поистине библиографическую редкость - один "Жупел" Зиновия Гржебина с блистательной обложкой Бориса Анисфельда чего стоит. Номер этот, к слову, был в 1905 году конфискован цензурой. "Новый Сатирикон" издания времен первой мировой - "Летопись войны", "Лукоморье". И все-таки одна из главных удач выставки - это коллекция журналов 20-х - 30-х годов, как СССР, так и русской эмиграции. На наших глазах рождается и погибает эстетика нового мира и сохраняется традиция старого, классического книгоиздания. Строгая обложка "Иллюстрированной России", еженедельника, двадцать лет выходившего в Париже, соседствует с "ЛЕФом" и изданием "За пролетарское искусство" и уникальным "Красноармейским крокодилом", единственный номер которого увидел свет в 1924 году. Сами названия говорят о том, что творилось в стране: "Крысодав", "Безбожник", "Рабочий экран". Не говоря уже о "Пионере", "Костре", "Вожатом" и другой детской советской продукции. Интересно, что в послесталинское время практически исчезает само искусство оформления периодики. Журналы, сформировавшие целое поколение советской интеллигенции - "Новый мир" или рупор реакции "Октябрь", - вообще не имели ничего общего с оригинальной художественной работой. Серое царство шрифтовых обложек, мощно поддержанное "Коммунистом", "Молодым коммунистом", "Политическим самообразованием", воцарилось на долгие годы. Сейчас, в эпоху компьютерного дизайна, говорить о прежнем дивном искусстве художников книги уже просто неуместно. И все-таки хочется верить в настоящую красоту и настоящую работу. Залогом этого - искусство мастеров прошлого, так хорошо представленное на выставке в "Нашем наследии". Также в рубрике:
|