Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 8 (7216) 2 - 8 марта 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Государственный выбор

Кто, если не они?

КИНО

Анастасия МАШКОВА


Список претендентов на Государственную премию от кинематографии отличает похвальная взвешенность выбора. Чего не скажешь о кинематографических премиях минувшего сезона, породивших немало пересудов. Перефразируя название последней ленты одного из претендентов на Госпремию: кто, как не они?! Конечно же, "Блокпост" и "Сибирский цирюльник". Отдельно стоит упомянуть о работах документалистов, выдвинутых на соискание Госпремии. Это "Прокляты и забыты" и "Лешкин луг". Казалось, что "горячая" реальность 90-х должна была породить всплеск яркой, художественно-полноценной документалистики и документального стиля в игровом кино. Этого не произошло, вернее, достижения российских документалистов не стали предметом широкого общественного обсуждения. Отрадно, что на сей раз на Госпремию выдвигается не замечательный кинематографист "за совокупность работ", но именно проект, вобравший в себя черты новейшей реальности, ставший хроникой недавней истории. Докуменальный фильм - по преимуществу гражданская акция. Это относится и к фильму Сергея Говорухина "Прокляты и забыты" и к документальному сериалу "Лешкин луг" . Режиссер последней картины Алексей Погребной на протяжении десяти лет снимал семью фермера Орловского. Получилась грустная хроника нашего времени: от радостного подъема к едва ли не к полному разору. Говорят, что А.Погребной параллельно снимает "частные хроники" еще нескольких провинциальных семей, ведет свою летопись эпохи...

Поговорим об одном обстоятельстве, которое всегда обсуждалось в кинематографическом мире в связи с выдвижением на высокие награды. Кого выдвинули, кого - нет? Ведь у каждого фильма столько создателей! Совсем не случайно исстари повелось называть длинный список фамилий в конце каждой киноленты "братской могилой". Не секрет, что в советское время право на премию часто определялось превходящими обстоятельствами. Выдающийся артист вспоминал, как был выдвинут на высокую награду за роль, которую он считал не то чтобы проходной, но, скажем так, неглавной в своей биографии. Актер снимался в знаменитом фильме про шпионов, и поскольку главного злодея (фашиста!) обойти с наградой было никак нельзя, так хорошо этот артист сыграл отрицательную роль, то список "получантов" решили уравновесить за счет исполнителей эпизодических ролей антифашистов. Сейчас подобные игры кажутся курьезом, но вопрос, кого выдвигать на премию, если список претендентов строго ограничен, остался. Цитируем официальный документ: "В связи с тем, что авторский коллектив, выдвигаемый на соискание Государственной премии не должен превышать 8 человек, Михалков Н.С. - режиссер-постановщик, автор сценария, и Ибрагимбеков Р.-М.И. - автор сценария, сняли свои кандидатуры". Благородный поступок, тем более что кинематографическая братия не раз и не два давала повод для обвинений в "черном паблисити" за счет отказа от престижных премий (многие осуждали Никиту Сергеевича за то, что, сняв некогда с "Ники" "Утомленных солнцем", он лишил заслуженных наград своих товарищей). Но вот список выдвинутых на Государственную премию за фильм "Блокпост". Названо три актерских имени. Конечно, тем, кто осуществлял выдвижение (а это Государственный комитет РФ по кинематографии), оно виднее. Конечно, Андрей Краско, исполнивший роль прапорщика, Алексей Булдаков в знаковой роли генерала, а также впервые обративший на себя внимание благодаря "Блокпосту" актер Кирилл Ульянов (заявленные как исполнители главных ролей) достойны всяческих похвал. Но как быть с тем, что на самом деле главных ролей в "Блокпосте" много больше? И художественным результатом этот фильм во многом обязан актерскому ансамблю, целому взводу молодых артистов. А еще там есть как минимум одна замечательная работа с "вражеской стороны", талантливая молодая актриса в роли девушки-горянки. Как разбить этот ансамбль? Возможно, специально для кино правила игры следует пересмотреть?

Достойно представлена отечественная кинематография в несколько "специфическом" разделе "Произведения для детей и юношества". К детскому юмористическому киножурналу "Ералаш" у нас почти юмористическое отношение. Но это практически единственный национальный кинопродукт для детей и юношества, который бесперебойно производится в "наше нелегкое время", когда на Киностудии имени Горького едва ли не справляют поминки по детскому кино. Заслуга в том - Бориса Грачевского, бессменного директора, художественного руководителя творческого объединения детского юмористического киножурнала "Ералаш", и его коллеги Александра Хмелика, главного редактора "Ералаша", уведших свое вечно юное детище в самостоятельное экономическое и идеологическое плавание. "Ералаш" по-прежнему весел и не учит детей плохому - только хорошему. Нельзя не отметить Валерия Приемыхова, актера, режиссера и сценариста (а ныне и главного редактора Студии имени Горького), его многолетнюю бескорыстную ангажированность: не светлой и легкой детской темой, но трудным, подростковым кино. Кто, если не он?

Также в рубрике:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЫБОР

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

МУЗЫКАЛЬНОЕ И ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА

КИНО

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

ДИЗАЙН

ЛИТЕРАТУРА

ЭСТРАДНОЕ И ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;