Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 8 (7216) 2 - 8 марта 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Ситуация

Кушать продано

Тяжела и неказиста жизнь рекламного артиста

НЕ ВЕРЮ!

Владимир НЕЧАЕВ
Фото В.ГРАЧЕВА


Проблема чистоты актерского имиджа родилась не сегодня и не вдруг. Театральная история начала семидесятых годов сохранила анекдот о всенародно любимом артисте Евгении Леонове, работавшем тогда в Театре Маяковского. Он рекламировал на телевидении какую-то рыбу, что явилось настоящим шоком для А.А.Гончарова. Худрук некоторое время всерьез подумывал наказать артиста, позорящего, по его мнению, лицо театра. Не наказал, конечно. Но тогдашнее театральное сообщество было потрясено, хотя рыбу, быть может, и стали раскупать быстрее.

Сегодня худруки уже не зверствуют. Предпочитают не обращать внимания на живописное мелькание на экране любимца труппы и публики вперемешку с дубленками и подгузниками. Отказывать артисту в реальном заработке было бы бесчеловечно. Ведь кино, как известно, давно уже не дает дохода, а если и дает, то отбор там чересчур жесткий. А на заработную плату в театрах, оставляющую далеко впереди прожиточный минимум, даже приличные штаны, пардон, себе не приобретешь.

Редкий артист сегодня может позволить себе отказаться от шальных рекламных денег. Вот, к примеру, Олег Янковский, который отклонил предложение крупной японской автокорпорации стать ее рекламным лицом. Японцы, как говорят, сулили колоссальные доллары. Наш артист сказал, что не желает за один час промотать репутацию, которой добивался многие годы. Кстати, эти слова логично согласуются с прежними его высказываниями. В свое время О.Янковский очень сожалел, наблюдая в телевизоре Юрия Никулина, рекламирующего импортные пылесосы.

Есть и другая сторона дела. Обыватель видит на телеэкране, например, Вячеслава Невинного в белом поварском колпаке, рассказывающего о новинках продукции "Кнорр", или Инну Ульянову, дающую своим экранным соседям советы по использованию чистящего средства "Комет". Ну и что? Увидев их на сцене, он и не вспомнит об их рекламном облике, а будет искренне аплодировать сыгранной роли. Ибо настоящее творчество в рекламе не нуждается. Репутация Мастера не страдает, напротив, последний сообщает свою репутацию рекламному продукту.

Но это скорее исключение, нежели правило. А вот к артистам не столь известным рекламный облик часто приклеивается намертво. Припоминается случай с артистом Малого театра В.Сафроновым, в недавнем прошлом провозглашавшим с экрана: "Альфа-банк" - мой банк!". Стоило ему появиться на сцене в спектакле "Недоросль" в роли Стародума, как весь зал громко зашелестел: "Мой банк! Мой банк!" А что творится на спектаклях обаятельнейшего питерского артиста Семена Фурмана, больше известного публике в обликах странного господина, страдающего похмельем, и безымянного римского мужа, в чьи гражданские обязанности входит слушание певческих изысков Нерона! Веселится зритель и в Театре "Эрмитаж", глядя на артиста "деликатного сложения" И.Письменного, с утра до вечера поедающего на телеэкране разнообразную шоколадную продукцию. И уже становится неважно, хорошо или плохо играет артист, серьезная у него роль или нет. Правда, может статься, что некоторых актеров устраивает такое положение вещей. Не имея всенародной славы, они соглашаются на популярность любого рода. Сами посудите: работает человек в театре Бог знает сколько лет, ролей сыграно много, а известности маловато. Артисты - люди тщеславные. И они, рассуждая в интервью, что реклама - вид искусства наравне с кино и театром, пытаются оправдаться в собственных глазах.

Однако "торговля лицом" привлекает не всех - некоторые ограничиваются голосом. Что, кстати сказать, тоже бывает чревато, если голос известен и узнаваем. Артист Александр Леньков, на подмостках своего театра опознаваемый даже в самом безумном гриме именно по голосу, рассказывает нам с экрана про Ивана Ивановича, у которого заложен нос, и про, простите, попки, становящиеся сухими посредством чудесных подгузников "Хаггис". Правда, как он сам к этому относится, есть тайна за семью печатями. А ленкомовский герой Сергей Чонишвили абсолютно честно признается в интервью, что порой просто ненавидит жителей двух деревенек, у которых проблемы с грязной посудой. Но ненависть ненавистью, а заработки, судя по всему, оба артиста имеют неплохие, что позволяет им закрывать глаза на... в общем, вполне определенные вещи.

Артист и театральный педагог Александр Ширвиндт однажды на вопрос, чем отличаются сегодняшние театральные студенты от тех, что были лет десять - пятнадцать назад, ответил, что сегодня студентов не надо ничему учить, ибо они уже имеют за плечами съемки в рекламных роликах. Хорошо это или плохо, мэтр не сказал. А вот худрук Театра Ленком Марк Захаров высказался вполне определенно:

- После так называемого дефолта я не могу кого-то укорять в том, что он рекламирует пиво или, например, йогурт. Особенно, если в семье актера есть ребенок. Кроме того, я бы не сказал, что съемки в рекламе приносят большой доход. Если бы Джигарханян или Караченцов согласились сниматься в каком-нибудь ролике, то это были бы большие деньги. А среднему актеру, как я слышал, платят совсем не много.

На спектакле Российского Молодежного театра "Ромео и Джульетта" коллега, сидевший рядом, прошептал, указывая на молодого исполнителя роли Париса: "А ведь это юноша из рекламы майонеза "Кальве"!" Сразу припомнилось множество похожих случаев. И неизвестный печальный юноша из Театра "Параджановское фойе", публично страдающий от несварения желудка, и симпатичный артист Театра Гоголя, распивающий за компанию с друзьями кофе "Нескафе", и юная Золушка из рекламы "Фэйри", и многие, многие другие. Снискав первую в жизни известность в роли посудомойки или любителя кофе, молодому артисту очень сложно убедить публику, что он может быть вполне дееспособен в роли Гамлета или Джульетты, Треплева или Нины Заречной.

На Западе рекламой не брезгуют лучшие актеры и режиссеры. А для малоизвестного артиста реклама - это карьерный трамплин в отлаженной системе теле- и кинопроизводства. У нас же рынок рекламируемой продукции столь же хаотичен, сколь и "рынок" актерских репутаций. Над последними все еще довлеет "патриархальная" шкала ценностей. Актер в России все еще "больше, чем актер".

Также в рубрике:

ПУШКИ И МУЗЫ

СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА

НЕ ВЕРЮ!

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;