Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 9 (7217) 9- 15 марта 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Кино

Его игольчатый мир

О книге "Безвестный русский - знаменитый француз"

Виктор ЛЕОНИДОВ


В историю мирового искусства Александр Алексеев вошел прежде всего как изобретатель игольчатого экрана. Сотни иголок, укрепленных на белой доске и отбрасывавших тени в виде штрихов, давали совершенно фантастические возможности для игры изображения.

Технику игольчатого экрана он использовал при создании иллюстраций к "Доктору Живаго" Пастернака парижского издания 1959 года.

Как художник книги Александр Алексеевич известен не менее, чем аниматор. Его иллюстрации к "Запискам сумасшедшего", "Братьям Карамазовым", "Пиковой даме" давно и прочно признаны классикой оформительского искусства русского зарубежья. Недаром Алексеева так ценил великий Судейкин. Алексеев создал иллюстрации к "Слову о полку Игореве", "Сказкам" Гофмана, "Запискам из подполья".

Любовь к русской классике, по признанию самого маэстро, всегда поддерживала его в жизни, которая, как и у тысяч других, родившихся в России на рубеже веков, была не самой простой. Его отец, военный атташе в Константинополе, исчез при непроясненных обстоятельствах, старший брат покончил жизнь самоубийством. Революция и гражданская война вышвырнули из Петербурга, где Алексеев учился в Первом кадетском корпусе, во Владивосток. Оттуда вместе с беженцами на переполненном корабле через Японию, Китай и Индию он попал в Египет, чтобы уже затем окончательно перебраться в Париж.

Алексеев долго не знал, что стало с матерью, пока в 1930 году его друг Андре Мальро во время поездки в Москву не попросил у Сталина личного разрешения на розыск и все-таки ее нашел. Но о встрече с сыном-эмигрантом не могло быть и речи.

Еще были операция по удалению легкого, бегство от фашистов в Америку, триумфальное возвращение во Францию, целый ворох призов различных фестивалей и биеннале, звание члена Французской кинематографической академии. Режиссер Жан Муссель снял о нем картину "Мой иллюстрированный мир". В 1988-м Сесиль Стар записала лазерный диск, посвященный творчеству Алексеева. Орсон Уэллс доверил Алексееву разработку пролога и эпилога своего знаменитого фильма "Процесс" по роману Франца Кафки.

А в России Александр Алексеев толком никому, кроме киноведов, неизвестен. Не видели у нас его великих фильмов, сделанных по произведениям Мусоргского, - "Ночи на Лысой горе", "Картинок с выставки" и "Трех тем" - классики мировой анимации ХХ века. Не представляют в нашей стране, что это за картину "Нос" по Гоголю снял русский изгнанник в 1963 году и получил за нее приз Синема Нуво и почетный знак фильма высокого качества от Французского национального центра кино. Об Алексееве пишут диссертации, издают книги, проводят конференции по его творчеству. Но никак его имя не вернется в страну, которую он так любил.

Все эти несправедливости взялся исправить Всемирный клуб петербуржцев, под эгидой которого в конце прошлого года и увидела свет книга "Безвестный русский - знаменитый француз", составленная неутомимой пропагандисткой алексеевского творчества Еленой Федотовой. Здесь статья Юрия Норштейна, записки одного из самых известных славистов Запада Жоржа Нива, воспоминания дочери Алексеева, интервью и воспоминания самого мастера.

Также в рубрике:

КИНО

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;