Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 18 (7226) 18 - 24 мая 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Театр

На всякого мудреца довольно хороших пьес

В Москве завершился фестиваль А.Н.Островского

Марина ГАЕВСКАЯ


Сцена из спектакля "Бешеные деньги"

Всероссийский театральный фестиваль, так и названный - "Островский в доме Островского", проходил на сцене Малого театра уже в четвертый раз. Единственным его спонсором остается Министерство культуры РФ.

Организаторы не раз подчеркивали, что такой смотр, дающий возможность театрам из разных городов России показать свои спектакли на сцене Малого, - это и дань уважения провинциальным актерам, перед которыми преклонялся сам драматург. И действительно, самые значительные фестивальные впечатления связаны именно с актерскими работами. Даже в тех постановках, которые вызвали немало вопросов и нареканий, актеры брали свое. Правда, и акценты волей-неволей смещались порой в самом неожиданном направлении.

Так, в "Доходном месте" Воронежского театра драмы им. А.Кольцова (постановка Анатолия Иванова) на первый план вышла Кукушкина - Елена Гладышева. Волевая, сильная, умная женщина, но безмерно уставшая в борьбе за устройство пристойного существования для своих дочерей. У Фелисаты Герасимовны, жертвующей всем для дочерей, болит за них сердце не в переносном, а в самом прямом смысле слова. Счастье кукольно беззаботной Юленьки (Дина Мищенко) недолговечно. Опытная и разумная Кукушкина вряд ли может этого не понимать, глядя не только на зятя - Белогубова (Александр Бажутов), который, как и положено, всегда готов выслуживаться, но и на его непосредственного начальника - недалекого, беспардонного Юсова (Роман Слатвинский), ко всему прочему еще и надравшегося в стельку в ее доме. Высшее же начальство - Аристарх Владимирыч Вышневский (Юрий Кочергов) - хотя и выглядит в спектакле господином весьма степенным, серьезным и едва ли не добропорядочным, но в законах он слаб, а потому крах его предрешен изначально. Что же до Жадова (Юрий Смышников), то он здесь лишен не только какого бы то ни было героического ореола, но даже последнего слова, в котором, как известно, честный и гордый правдолюбец, кляня сам себя за минутную слабость и безволие, публично дает зарок не отступать больше от своих принципов. Воронежский спектакль обрывается на эпизоде, когда Жадов покорно просит у бывших уже сильных мира сего доходного места, жалко дрыгая ногами под "Собачий вальс" вместе с прочими чиновниками и некими странными лошадками, неведомо почему включенными в общий бег за благополучием.

Стоит ли так корректировать Островского, ведь он и без того воспринимается сегодня как один из самых современных драматургов. А уж тема денег, проходящая через большинство его пьес, и подавно бьет не в бровь, а в глаз. От "Бешеных денег" в постановке Геннадия Тростянецкого (Ростовский театр драмы им. М.Горького) ждали многого: режиссер известен оригинальностью своих прочтений. Но прав, по всей видимости, Юрий Соломин, заметивший на пресс-конференции, что сама сцена Малого отторгает какие бы то ни было авангардные изыски, поскольку эстетика ее иная. И хотя в постановочном решении спектакля были и весьма интересные моменты, он словно рассыпался на глазах. Красивые застывшие мизансцены, звуки духового оркестра, элемент декаданса в костюмах и манере поведения отдельных героев, вкрапления оперных арий и танцев a la Айседора Дункан, странные "клоунские" туалеты дам и почти современные пальто - все это никак не собрать в единое целое. Внутренняя же сущность и без того современных героев осталась практически не раскрытой. Откровенно груба, агрессивна и, увы, совсем не обаятельна Лидия (Юлия Борисова). Взъерошенный, диковатый выскочка Васильков (Сергей Галкин) к финалу явно смахивает на нового русского. Вертлявый, с пружинящей походкой Глумов (Александр Семикопенко) - этакий черт из табакерки. Вальяжный, самозабвенный лгун Кучумов (Игорь Богодух), импозантный искатель приключений Телятев (Владислав Ветров), суетливая Чебоксарова (Татьяна Шкрабак) - у каждого актера есть своя краска, своя манера поведения, но все карикатурны.

Похожий "опереточный" тон главенствовал и в "Невольницах" Алексея Говорухо (Краснодарский театр драмы). Особенно в первом действии, когда отдельные актеры подчеркнуто "плюсовали". Так, Евлалия (Марина Русакова) притворно капризничала или, заламывая руки, возвышенно страдала. Предмет же ее страсти - Мулин (Андрей Тихонов) стремительно порхал по сцене и сильно "хлопотал лицом", вполне соответствуя типажу водевильного любовника. Вероятно, такова была установка режиссера, но в итоге достаточно сложно было отделить решение характера от актерского наигрыша. Самым органичным на протяжении всего спектакля оставался Мирон Ипатыч (Александр Катков) с его вечным похмельным синдромом и комичным сочетанием услужливости и высокомерия слуги, заполучившего временную власть над обитателями дома.

Преимущество же осталось за спектаклями, решенными в так называемом традиционном ключе.

Спектакль старейшего российского Театра драмы им. Федора Волкова из Ярославля "На всякого мудреца довольно простоты" открывал фестиваль. Завершали - "Волки и овцы" в исполнении хозяев дома. Обе постановки отличались слаженностью актерского ансамбля, в котором сложно кого-либо особо выделить. В московском спектакле Виталия Иванова (о котором в свое время уже писали) достаточно лишь назвать исполнителей: Людмила Полякова - волевая, властная и лукаво лицедействующая Мурзавецкая, Татьяна Панкова - суетливая, уморительно кокетливая Анфуса Тихоновна, Александр Коршунов - смешной и жалкий, нагловато-задиристый и трогательно неуклюжий Мурзавецкий, Ирина Муравьева - простодушная, придурковато-наивная Купавина, Виктор Коршунов - легко порхающий по жизни ловкач Чугунов, Людмила Титова - озорная, азартная хищница Глафира, Виктор Борцов - добродушный простак Лыняев, Ярослав Барышев - энергичный делец Беркутов, Александр Клюквин - серьезный и важный дворецкий.

В ярославском "Мудреце..." (режиссер-постановщик Александр Кузин) Глумов (Валерий Кириллов) поначалу зажат на пятачке авансцены среди разбросанных бумаг и хромых стульев, другой, желанный мир высшего общества еще скрыт от него за ажурными прозрачными стенами (художник Анатолий Шубин). Благодаря бурной энергии предприимчивого Егора Дмитрича стены эти раздвинутся перед ним, а в финале снова закроются. Но ненадолго - деловой, расчетливый, опытный Глумов знает это. И дневник его - не столько досадная оплошность увлекшегося юноши, сколько вызов умного человека, рискующего осознанно. Да и обида тех, с кем он вел игру, невелика - обман входит в правила той игры, которую постоянно ведут они сами. Так что скорый успех Глумова предрешен.

Несколько особняком стоит "Василиса Мелентьева" Русского театра им. Евгения Вахтангова Республики Северная Осетия-Алания. И сама пьеса нечасто появляется на сцене, и жанр ее, в отличие от комедийного окружения, - драма, а в постановке Юлия Тамерьяна здесь приближение к трагедии, и предмет вожделения главной героини иной - не столько богатство, сколько власть. Правда, обладание властью оказывается не отрадой, а тяжкой ношей не только для дерзкой и хитрой Василисы Игнатьевны (С.Шитова), достигшей ее ценой циничного притворства, крови и предательства, но и для самого Ивана Грозного (В.Вершинин). Мрачная атмосфера его царствования передана в спектакле лаконично и четко. Тревожная музыка, красный луч света, шесть колоколов на пустой сцене, тянущиеся от них сплетающиеся и расплетающиеся канаты (сценография Светланы Володиной), обвивающие то строптивую, сильную Василису, то нежную, безвинно затравленную царицу Анну (В.Галетина). И как олицетворение всех злодейств - Малюта Скуратов (В.Факеев), злобный, желчный, юркий, всегда держащий на изготовке кнут.

Нынешний фестиваль "Островский в доме Островского", как и любой театральный смотр, выявил и достоинства, и недостатки в прочтении пьес одного из самых репертуарных авторов. Но в отличие от конкурсов, разжигающих вокруг себя нездоровый ажиотаж, на этом фестивале все были равны. Все увезли с собой выполненный златоустовскими мастерами памятный знак с изображением Островского. В конечном счете сам драматург с его вечно современными пьесами и стал самым дорогим подарком театральному празднику.

Также в рубрике:

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;