Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 30 (7238) 10 - 16 августа 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Театр

Близко к тексту

"Мертвые души" в "Современнике"

Марина ГАЕВСКАЯ
Фото Н.МЕЩЕРЯКОВА


Сцена из спектакля "Мертвые души"

Полку "Малых сцен" прибыло. К игровым площадкам, уже привычно располагающимся в фойе, в буфете, под крышей или же прямо на основных подмостках, добавился "репетиционный зал на пятом этаже" театра "Современник". Правда, это название звучит в определенном смысле символически, указывая не только на местоположение сценического пространства, но и на его конкретное предназначение. Человек пятьдесят зрителей как бы допускают в репетиционный зал, заранее настраивая на некий рабочий процесс, в котором и свободная импровизация, и откровенное озорство, и лабораторная незавершенность, предполагающая дальнейшие поиски и усовершенствования.

В программке к гоголевским "Мертвым душам" значится: "Прочитано Д.Жамойдой близко к тексту автора". Таков откровенно заявленный принцип полуторачасового спектакля, разумеется, не претендующего на полномасштабное воплощение романа. Скорее, перед нами - импровизация на тему. Есть ли на таком пути серьезные потери? Конечно. Текст Гоголя ужимается до краткого конспекта, в котором многообразные сюжетные перипетии сводятся к простым конкретным действиям, а совершенные авторские изречения - к пересказу своими словами.

Студийная лабораторность работы молодых актеров является изначально установленным правилом игры. Потому бурный азарт поиска пока превалирует над тонкостью и отточенностью решений. В то же время в этом "прочтении близко к тексту" немало забавных находок и неожиданных ракурсов, в которых предстают знакомые персонажи. В перечне действующих лиц они не обозначены поименно: просто Жители N-ской губернии и Приезжий. Однако по мере их появления на площадке процесс узнавания идет без особых затруднений.

Туповато-благостный Манилов с почти карикатурным восторгом расписывает достоинства сограждан и собственных деток, блаженно таращась в одну точку. Но вдруг в какой-то момент взгляд его становится хитрым и злобным... В распахнутом полосатом халате врывается Ноздрев, отплясывая нечто несусветное и беспардонно набрасывается на Чичикова. С каким-то агрессивным азартом он придумывает все новые и новые варианты купли-продажи, с маниакальной настойчивостью навязывая их недавнему знакомому... "Крутой" Собакевич - бизнесмен иного рода, более похожий на крупного криминального авторитета. Вальяжно расслабившись в бане и принимая услуги усердных массажисток, он вяло, но уверенно "припечатывает" представителей высшего общества. А затем, потягивая пиво, привычно торгуется за каждую мертвую душу. Плюшкин же аккуратно раскрашивает покойника кисточкой, очевидно, желая придать ему товарный вид...

Все эти очень разные персонажи в то же время оказываются отчасти "на одно лицо", поскольку играет их один актер - Кирилл Мажаров. То же происходит с туповатым слугой Манилова, блаженным, вечно спящим, оглашающим все вокруг раскатистым храпом, и важным урядником, увозящим разбушевавшегося Ноздрева, - эти роли исполняет Рашид Незаметдинов. А Яна Романченко и Татьяна Корецкая то появляются в облике простодушных особ, взахлеб рассказывающих страшные истории про Приезжего, то преображаются в госпожу и служанку, а возможно, и в двух компаньонок, одна из которых - Коробочка. Этакая кокетливая дамочка в игривой шляпке и кружевном неглиже, откровенно завлекающая Чичикова. Но едва лишь он откликается на ее призыв, как являются два вышибалы-телохранителя, которых явно побаивается и сама Коробочка, готовая в любой момент разреветься, как ребенок. Поэтому все деловые переговоры о мертвых душах держат на контроле ее "крутые парни".

И вообще жители N-ской губернии как будто куда больше заинтересованы в этом сомнительном бизнесе, чем сам Приезжий. Именно они в начале спектакля, окружив Чичикова, дружно нашептывают ему про выгоды данного предприятия. И они же в финале, угрожающе заявляя, что шутить не любят, требуют, чтобы он остался. Но Приезжий бежит, бросив все бумаги и свой дорожный саквояж. Чичиков, таким образом, является, по сути, фигурой страдательной, и это уже почти традиция постановок последних лет. Он отнюдь не выглядит ни ловким жуликом, ни циничным обманщиком. И в исполнении Ильи Древнова Приезжий - скорее юный, наивный мальчик, простодушно поддавшийся на чужие уговоры. Забавный тихоня, пожелав завоевать положение в обществе, где правит обман, влезает в авантюру, в которой он изначально обречен на проигрыш. Не Приезжий обводит кого-то вокруг пальца, а сам он постоянно попадает впросак, потому что те, с кем он вздумал тягаться, в искусстве обмана куда более опытны и жестоки.

"Мертвые души", прочитанные молодыми современниковцами, смотрятся занимательно и легко, хотя отдельные, даже удачные находки выглядят пока излишне педалированными. Но, очевидно, процесс работы над спектаклем будет продолжаться - на то и "репетиционный зал".

Также в рубрике:

ТЕАТР

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;