Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7240) 23 - 30 августа 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Событие

В поисках удовольствия для извилин

В саду "Эрмитаж"

ДЖАЗ

Анна ВЕТХОВА
Фото В.ЛУЧИНА


Праздник джаза на пленэре в свете трагических общественных событий выглядел как пир во время чумы, еще раз демонстрируя нам самих себя во всей неприглядной красе.

Д.МакКазлин и Квартет Я.Окуня

Третий Московский международный джазовый фестиваль в саду "Эрмитаж" прошел в минувшие выходные. Организаторам повезло: дожди отсутствовали, и наплыв публики был просто умопомрачительным, как никогда. Не могу не сказать, что праздник джаза на пленэре в свете трагических общественных событий выглядел как пир во время чумы, еще раз демонстрируя нам самих себя во всей неприглядной красе: уставшие от государственного беспредела, мы, как и прежде, пытаемся уйти от безысходности, слившись с толпой себе подобных, получая коллективное наслаждение.

Но и это оказалось делом непростым. Официозно-благожелательный конферанс Владимира Каушанского навевал тоскливое раздражение. Нам регулярно напоминали о международном статусе фестиваля, бравируя именами трех зарубежных гостей. В первый день на блюдечке подавали флейтистку и певицу Неду с "Вильнюс джаз-квартетом", устроив ей публичное интервью. Но овчинка выделки не стоила: вокал Неды весьма далек не только от джазового вокала, но и от вокала вообще, а смутные флейтовые импровизации и попытки изобразить нечто a la классика (за плечами как-никак неоконченная Вильнюсская консерватория по классу флейты) не тянули даже на банальное оригинальничанье.

В ранг джазовых вокалистов умудрились записать и Феликса Лахути, который разбавлял скэтом свои скрипичные соло. Программа его трио "Орнамент", не лишенная динамизма, все же подтверждала мою скорбную мысль о вторичности творчества наших музыкантов, которые при всей своей профессиональной оснащенности никак не могут вдохнуть душу в освоенные приемы. Причем не важно, где ведутся поиски своего "я": в ориентализме, сдобренном фанковским или каким иным драйвом (Феликс Лахути, Олег Киреев), в отголосках напевов, простирающихся над странами Карибского бассейна, заломанных в бесконечную чреду ритмических и ладовых выкрутасов ("Джаз-бас-театр" Алекса Ростоцкого), или на непроторенной только ленивым дорожке мейнстрима, вытоптанной нашими ветеранами до полного обезличивания тем (квинтет Александра Закаряна); хотя союз великолепного аккордеониста Владимира Данилина, гитариста Алексея Кузнецова и басиста Алекса Ростоцкого, не выходя из рамок традиции, породил музыку трогательную, искреннюю и совершенно не сочетающуюся с выпендрежным названием "Супер-трио". И уж как тут не вспомнить о вокале! Новоявленная леди российской джаз-сцены Анна Бутурлина, как исполнительная студентка, готовая на все ради пятерки в дипломе, в течение часа с отменным прилежанием выдавала классические джазовые хиты, за все время не подарив публике ни одной искренней эмоции. А ведь мы так поддерживали ее, когда в середине выступления певицы произошли неполадки с техникой и исчез звук... Впрочем, звук прерывался и во время неистового скэта немки Паскаль фон Вроблевски, которую этот факт, казалось, совершенно не озадачил. Совершенство вокальной техники, владение стилями, раскрепощенность и колоссальный напор этой певицы сделали ее выступления (Вроблевски появлялась на сцене во второй и третий дни вместе с отменной командой "Транс Атлантик" Сергея Чипенко) одними из самых ярких на фестивале.

Оргкомитет фестиваля совершил один верный ход, сделав ставку на молодежь. Кажется, если бы не их неистовые поиски, на фестивале практически нечего было бы слушать. Впрочем, речь идет, конечно, далеко не обо всех. Ансамблю "Юниоры XXI век" еще долгое время придется продираться сквозь чащи джазовых стилей, хотя уже сейчас обращает на себя внимание талант игравшего в этом составе пианиста Евгения Лебедева. Квартету альт-саксофонистки Анны Королевой, осуществляющему, по признанию музыкантов, "новые порывы к новому мышлению", предстоит соединить точки, прочертив линию от эпохальных разработок Колтрейна к собственным мыслям и открытиям.

Питерское "Экстра Трио" Евгения Стригалева (альт-саксофон) плюс примкнувший к ним московский пианист Иван Фармаковский представили интересные прочтения Колтрейна, Эллингтона, Сильвера и собственные композиции, явив, если так можно выразиться, обновленный мейнстрим.

Но если говорить об откровениях, то - о команде пианиста Якова Окуня, в которую органично влился американский тенорист Донни МакКазлин. Ни один состав не проявил такой глубины, такой музыкантской харизмы, такой увлеченности и самостоятельности мышления. Каждая композиция, несмотря на длинные соло всех участников квинтета (кроме вышеупомянутых музыкантов, в этом составе блестяще играли трубач Виталий Головнев, басист Антон Ревнюк и барабанщик Александр Машин), была выстроена от первой до последней ноты, не потеряв при этом духа музыки, создаваемой в данное конкретное мгновение. Рожденное джазменами интеллектуальное напряжение очень точно выразил словами Виталий Головнев, назвав свою композицию "Извилина удовольствия". Финальная точка фестиваля обратилась в вектор, проходящий сквозь традиции и далеко выходящий за их рамки. Оказалось, что у нас есть новый джаз.

Также в рубрике:

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;