Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7240) 23 - 30 августа 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Краски мира

Современная японка - кто она?

Спешите делать харакири, самураи!

По материалам зарубежной печати подготовила Анна МАРТОВИЦКАЯ
Фото из журнала "Ньюсуик"


Кем лучше родиться - мальчиком или девочкой? Казалось бы, на этот вопрос нет и не может быть ответа. Однако японские экономисты и социологи в один голос утверждают, что выгоднее быть женщиной - по крайней мере, в Стране восходящего солнца. Представительницы слабого пола там всегда воспринимались лишь как хранительницы очага, не годные для каких бы то ни было важных дел, но сегодня, в эпоху бума информационных технологий, именно женщины более успешно и менее болезненно приспосабливаются к новой жизни.

Мари Матсунага - самая известная бизнес-леди Японии. На родине ее всегда считали немножко странной. Да и было отчего: когда в 1977 году она закончила университет, отец подыскал ей тихое и очень теплое местечко секретарши в банке, но девушка от должности, которой бы позавидовали многие ее ровесницы, решительно отказалась и начала издавать женский журнал. В нем, в частности, впервые в японской прессе публиковались материалы о феминизме и роли женщины в развитии мировой экономики XX века. А три года назад Мари Матсунага основала Интернет-компанию "ДоКоМо". Ее главный принцип в бизнесе - предоставлять качественные, но как можно более дешевые услуги, - поэтому, например, все клиенты компании не платят за подключение и пользование Всемирной сетью. Многие ее коллеги-мужчины были категорически против такого подхода, но сегодня уже вынуждены признать свою неправоту: "ДоКоМо", специализирующаяся на размещении рекламы в Паутине, стала самым крупным Интернет-провайдером в Японии. Матсунага же в свои 45 не намерена сидеть сложа руки и получать многомиллионные доходы: не так давно японские газеты опубликовали информацию о том, что бизнес-леди собирается открыть новое дело. "Многие считают, что женщина в Японии не может и не имеет права заниматься бизнесом, но я с такой постановкой вопроса категорически не согласна, - говорит Мари. - То обстоятельство, что я женщина, никак не отражается на моей профессиональной деятельности".

Примеру Мари следуют сегодня очень многие японки. Они гордятся своей принадлежностью к прекрасному полу, будучи убежденными в том, что слово "прекрасный" в данном случае не обозначает "слабый". Свою независимость они демонстрируют по-разному: предпочитают кричащий стиль в одежде, расстаются с надоевшими мужьями, начинают собственное дело. Люди старшего поколения считают, что на улицах современных японских городов разворачивается самая настоящая война полов. Еще десять лет назад девушки в Японии одевались очень скромно - носили длинные юбки и строгие пиджаки, волосы заплетали в косы или собирали в пучок, почти не пользовались косметикой. Теперешние 20-летние никаких норм и правил не признают: стригутся очень коротко и волосы красят в яркие, режущие глаз тона, предпочитают обувь на слоноподобной платформе и мини-юбки. "Нас не заботит, как мы выглядим в глазах мужчин, своих потенциальных мужей, - гордо заявляет Икуко Ватанабэ, студентка факультета социологии Университета Мусаши. - Теперь найти мужа - далеко не главное дело в жизни японской женщины, гораздо важнее проявить себя, отстоять свое законное право жить так, как тебе самой хочется".

Однако научный руководитель Икуко профессор социологии Йоко Кунихиро не разделяет оптимизма своей студентки. "Сам факт того, что в Японии появилось это новое, свободное поколение японских женщин, - явление, безусловно, положительное. Но вот смогут ли эти девушки найти себе применение во "взрослой" жизни - очень большой вопрос".

Действительно, среди всех работающих японцев среднего возраста женщины занимают всего 18 процентов. Многие из тех, кто сидит дома с детьми, страстно желают найти себе занятие, но не могут пойти работать, поскольку им не с кем оставить чад. Здесь уместно привести любопытную статистику, недавно обнародованную Правительством Японии: каждый мужчина уделяет своим детям в среднем не более 17 минут в день. Однако развитие новых информационных технологий и, в частности, широкое внедрение Всемирной сети Интернет позволило многим японским женщинам активно включиться в жизнь, не выходя из дома. В японоязычной Паутине появились специализированные феминистские сайты и так называемые тематические форумы, где любой желающий (точнее сказать, любая желающая) может обсудить свои проблемы и помочь советом виртуальному собеседнику. В результате 44 процента всех пользователей Интернета в Японии составляют женщины. И именно они являются самыми активными слушателями различных курсов по web-дизайну и компьютерной графике. "Занять прочные позиции в традиционном бизнесе женщине в Японии очень сложно, - комментирует экономист Фумико Конуа, - а вот экономика, разворачивающаяся в Интернете, им эту возможность дает. Сейчас в нашей стране открывается очень много небольших Интернет-фирм, специализирующихся на мелкооптовой торговле, проведении различных консультаций, и все их основывают представительницы прекрасного пола. Женщины вообще гораздо легче и проще приняли Интернет, чем мужчины.

Дело в том, что в Японии в течение многих веков процветала корпоративная система, в которой не находилось места женщинам. И если кому-то из них удавалось найти престижную работу, они жили в постоянном страхе ее потерять, не выходили замуж, не заводили детей и до 30 - 35 лет жили с родителями".

Чувство свободы и способность самостоятельно зарабатывать на жизнь в значительной степени меняют характер японок. Из бесправных домохозяек они постепенно превращаются в весьма решительных особ, способных за себя постоять. Например, они наконец начали публично обсуждать "секу-хара" - так в Японии называют сексуальные домогательства. В 90-е годы женщины выиграли более ста уголовных дел, возбужденных против их "обидчиков". Самый громкий скандал разразился в декабре прошлого года, когда на "секу-хара" поймали мэра города Осака г-на Йокояму. Градоначальник не только был вынужден оставить свой пост, но и выплатить приглянувшейся ему секретарше 102 тысячи 803 доллара. "Женщины в Японии больше не боятся подавать в суд на притесняющих их мужчин, - говорит судья Юкико Цунодо. - В семидесятые годы подобные процессы были бы просто невозможны, поскольку, сделав попытку защитить свои права, женщина навсегда должна была расстаться с должностью".

Японки превратились и в активных туристок. Так, в 1999 году более 7,5 миллиона японских женщин путешествовали по миру (десять лет назад эта цифра составляла всего три миллиона). Очень многие из них считают, что стать свободным человеком, личностью гораздо проще за пределами родины, - и остаются на постоянное место жительства в Соединенных Штатах Америки или странах Европы. И надо сказать, недолго они там томятся в одиночестве. Миниатюрные, аккуратные и домовитые японки, обладающие в равной степени чувством собственного достоинства и любовью к семейному очагу, во всем мире считаются очень хорошими женами, и многие американцы почитают за честь соединить свою судьбу с уроженкой Страны восходящего солнца.

Перемены, происходящие сегодня в японском обществе, абсолютно деморализовали мужчин. Потомки самураев уже толком и не знают, на что они годны в этой жизни: рабочие места стремительно сокращаются, нет взаимопонимания с детьми, жены подают на развод. Может быть, пора подумать о харакири?

Также в рубрике:

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;