Форум | Партнеры | Акции | Архив

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

ЗаконоКультура

Газета "Культура"

последнее изменение 31.10.2007

Еженедельная газета интеллигенции

№35 (7243) 14 - 20 сентября 2000г.

Рубрики раздела

Архив

1997 год
№49№50№51
1998 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27
№28№29№30
№31№32№33
№34№35№36
№37№38№39
№40№41№42
№43№44№45
№46№47№48
№49    
1999 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27
№28№29№30
№31№32№33
№34№35№36
№37№38№39
№40№41№42
№43№44№45
№46№47№48
2000 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27
№28№29№30
№31№32№33
№34№35№36
№37№38№39
№40№41№42
№43№44№45
№46№47  
2001 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17-18№19
№20№21№22
№23№24№25
№26№27№28
№29№30№31
№32№33№34
№35№36№37
№38№39№40
№41№42№43
№44№45№46-47
№48№49-50  
2002 год
№1-2№3№4
№5№6№7
№8№9№10
№11№12№13
№14№15№16
№17№18-19№20-21
№22№23№24
№25№26№27
№28№29№30
№31-32№33№34
№35№36№37
№38№39№40
№41№42№43
№44№45№46
№47№48№49
№50№51№52
2003 год
№1-2№3№4
№5№6№7
№8№9№10
№11№12№13
№14№15№16
№17-18№19№20
№21№22№23
№24№25№26
№27№28№29
№30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39№40№41
№42№43№44
№45№46№47
№48№49№50
2004 год
№1-2№3№4
№5№6№7
№8№9№10
№11№12№13
№14№15№16
№17№18-19№20
№21№22№23
№24№25№26
№27№28№29
№30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39№40№41
№42№43№44
№45№46№47
№48№49№50
№51    
2005 год
№1 - 2№3№4
№5№6№7
№8№9№10
№11№12№13
№14№15№16
№17№18-19№20
№21№22№23
№24№25№26
№27№28№29
№30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39№40№41
№42№43№44
№45№46№47
№48№49№50
№51    
2006 год
№1-2№3№4
№5№6№7
№8№9№10
№11№12№13
№14№15№16
№17№18-19№20
№21№22№23
№24№25№26
№27№28№29
№30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39№40№41
№42№43№44-45
№46№47№48
№49№50№51
2007 год
№01№02№03
№04№05№06
№07№08-09№10
№11№12№13
№14№15№16
№17-18№19№20
№21№22№23
№24№25№26
№27№28№29
№30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39№40№41
№42    

Реклама

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Львиные доли розданы

О призах и просчетах Венецианского фестиваля

Галина СЛУЦКАЯ
Венеция

57-я Международная выставка кинематографического искусства в Венеции принесла главную и обнадеживающую новость: кинематограф жив, он не погиб под ударами конкурирующего телевидения и под гнетом экономических трудностей. Заодно подтвердилась и жизнестойкость самого Венецианского фестиваля, призвавшего под свои знамена рекордное количество фильмов и стран.

Киносмотр является частью самой престижной культурной "площадки" Италии - "Венецианской биеннале", ставшей три года назад автономным предприятием на акционерной основе. В рамках биеннале, президентом которой избран известный предприниматель Паоло Баратта, проводятся выставки живописи, архитектуры, музыкальные конкурсы, показы драматических и балетных спектаклей. Только что принято решение об учреждении (начиная с марта 2002 года) отдельного международного телевизионного фестиваля.

Борьба за призы Венецианской киновыставки началась практически с первого дня. На церемонии открытия фестиваля 30 августа был вручен первый "Золотой лев Святого Марка"-2000, им награжден американский актер и режиссер Клинт Иствуд "За выдающийся вклад в развитие кинематографа". 9 сентября стали известны имена других победителей.

"Золотой лев" за лучший фильм вручен 40-летнему иранскому режиссеру Джафару Панахи за ленту "Круг".

Большой премии жюри удостоена картина "Пока не спустилась ночь" (режиссер Джулиан Шнабель. США).

Специальная премия за лучшую режиссуру присуждена индийскому мастеру Буддхадебу Дасгубте, постановщику фильма "Уттара" (Борцы).

Премия за лучший сценарий вручена итальянским кинодраматургам Клаудио Фаве и Монике Дзапелли, а также режиссеру Марко Тулио Джордане за ленту "Сто шагов".

Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль достался Хаверу Бардему (фильм "Пока не спустилась ночь").

Кубок Вольпи за лучшую женскую роль получила Роуз Берн (фильм Клары Ло "Божественная-1967". Австралия).

Премия имени Марчелло Мастроянни за лучший актерский дебют присуждена юной английской актрисе Меган Бернс (лента Стивена Фриарза "Лиам").

"Серебряный лев" за лучший короткометражный фильм вручен австралийскому режиссеру Петеру Лонгу за черно-белую двадцатиминутную мелодраму "Телефонный звонок Женевьеве Сноу").

Премию "Венеция - первая работа" имени Луиджи Де Лаурентиса выиграл франко-тунисский фильм "Вина Вольтера" (постановка Абделя Кишиша). Эта премия состоит из денежного приза в сумме сто тысяч долларов и 20 тысяч метров кинопленки "Кодак".

Золотая медаль сената Итальянской Республики вручена колумбийскому режиссеру Барбет Шредер за картину "Мадонна убийц".

Премия "Бьянки" Союза киножурналистов Италии вручена итальянскому режиссеру, бывшему директору Венецианского фестиваля Джилло Понтекорво.

Приз "Брессон" присужден итальянскому режиссеру Джузеппе Торнаторе.

Общая тенденция фестиваля, единодушно отмеченная критикой, - явный крен симпатий жюри в сторону Востока. Это уже, пожалуй, становится традицией венецианского смотра. Другое наблюдение - разочарование уровнем современного итальянского кино, несмотря на все разговоры о его возрождении, которые велись накануне фестиваля. Из четырех полнометражных фильмов, представленных Италией на конкурс (пятая часть всех лент, допущенных к состязанию), только одна картина была отмечена призом. Всего же хозяева фестиваля показали три десятка новых работ в разных творческих программах.

Без наград и особых зрительских восторгов остались и пять российских фильмов, среди которых только один "Москва" Александра Зельдовича по сценарию Владимира Сорокина - игровой, с талантливым актерским ансамблем. Но российские проблемы, похоже, больше никого не интересуют на Западе, в том числе и кинокритиков.

Фестиваль в целом прошел динамично и при большом стечении публики, главным образом завсегдатаев из числа кинолюбителей и множества профессионалов со всего мира. Антонио Барбера, сменивший два года назад Джилло Понтекорво на посту директора и художественного руководителя Венецианской киновыставки, прочно взял бразды правления в свои руки - сказывается его опыт, накопленный на посту директора Туринского молодежного кинофестиваля. Правда, и Барбера не избежал накладок, которые несколько омрачили настроение участникам, как и дождь, изрядно "подмочивший" церемонию открытия.

Отдавать дань памяти недавно ушедшим мастерам - это прекрасная традиция Венецианского фестиваля. В последние годы в программу смотра включались ретроспективные показы, посвященные творчеству, например, Марчелло Мастроянни и Акиры Куросавы. Однако в этом году попытка как-то отметить художественные достижения великого итальянского актера театра и кино Витторио Гасмана, недавно ушедшего из жизни, оказалась не очень-то удачной: просмотр его фильма "От отца к сыну" был назначен на позднее время и в самом маленьком зале, что обидело не только семью Гасмана, демонстративно бойкотировавшую сеанс, но и многих друзей актера, выступивших с горькими заявлениями. Так, Паоло Вилладжо, выдающийся комик и участник фестивального конкурса (он снялся в фильме Сальватореса "Зубы"), публично и резко осудил такую небрежность, а известный шоумен Маурицио Костанцо в порядке "утешения" пригласил гостей фестиваля посмотреть новый цикл его телепередач о Гасмане. Полемика вспыхнула снова, когда из программы заключительного вечера фестиваля "по техническим причинам" выпала премьера мини-балета, посвященного Витторио Гасману.

Печальная история не смогла, конечно, затмить главных достоинств Венецианского международного. Он, как и всегда, остался местом встречи энтузиастов кинематографа, которые используют киносмотр для заинтересованного обмена опытом и идеями. В этом году на острове Лидо прошла 4-я Конференция по проблемам кино Европы и Средиземноморья, были организованы теоретический форум "Будущее короткометражного фильма" и "круглый стол" педагогов на тему "Кино и школа", прошел коллоквиум об использовании специальных эффектов и компьютерной графики в кино.

Многие мастера - в который раз - сожалели о том, что на Венецианском фестивале отсутствует премия в номинации "операторское мастерство". В этом году на нее было бы немало претендентов. В частности, не отмеченный никакими наградами фильм южнокорейского режиссера Кима Ки-Дука "Остров" поразил не только своими физиологическими откровениями, но прекрасной, живописной манерой кинорассказа, выполненного оператором Сухшик Вангом по всем традиционным канонам восточной акварели. На мой взгляд, этот фильм - один из лучших в конкурсной программе фестиваля. Он стал свидетельством вдохновенного поиска, что характерно для самобытной кинематографии стран, которые принято называть "Азиатскими тиграми".

И в заключение еще об одной картине, которую вполне можно назвать знаковой. Речь идет о фильме "Вместе", второй ленте, снятой молодым шведским режиссером Лукасом Мудиссоном. Маленькая модель большого мира, запутанного и наивного космоса "леваков", проживающих в утопической коммуне с портретами Мао и Че на стенах. Время действия (ноябрь 1975 года) легко определяется по коллективной эйфории обитателей коммуны: "Умер Франко, ура!". А затем разворачивается целая цепь трагикомических эпизодов, которые разрушают привычный быт жильцов коммунальной квартиры, но не дискредитируют главный принцип и лозунг их бытия - "вместе"! Старейший итальянский продюсер Дино Де Лаурентис, узнав о результатах фестиваля, заметил, что и в Канне, и в Венеции умудряются не давать премии фильмам, которые могут рассчитывать на безусловный успех у публики. Последний Венецианский фестиваль XX века не стал в этом смысле исключением.

А так же в рубрике:

© 2001-2006. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только
с письменного согласия редактора портала.