Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 35 (7243) 14 - 20 сентября 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27-28
№29-30№31№33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Музыка

Лицом к лицу лица не увидать

Несколько фактов из жизни Бориса Акимова

Наталья ШАДРИНА


Есть в Большом театре незаурядный человек, который неизменно остается в тени, хотя о его существовании знают все, кто причастен к Большому балету, интересуется его судьбой и от кого эта судьба зависит. В конце 60-х, в 70 - 80-х годах один из ведущих танцовщиков ГАБТа, первый исполнитель партий Злого Гения и Курбского у Григоровича, Клеона в васильевском "Икаре", Зигфрид, Юноша в "Шопениане", Красс... Народный артист СССР, ныне педагог-репетитор Борис Акимов. Вкус к педагогической работе он ощутил еще в школе (МАХУ) - причем второе призвание было осознано в тесном единстве с первым. Акимову, неленивому и любопытному, всегда было интересно не только то, чему его учат, но и как это делают. Анализируя уроки своих педагогов, он постепенно начал "складывать" свою систему. В Большом театре его наклонности не остались незамеченными. Еще совсем в молодые годы он заменял в классе Алексея Ермолаева, когда тот отсутствовал по болезни. Как-то во время зарубежных гастролей ему предложил вести класс Юрий Григорович, потом это стало обычным делом, и в конце концов, когда из театра ушел один из педагогов-репетиторов, Григорович предложил Акимову занять его место.

Международная известность на педагогическом поприще началась в конце 80-х годов. В 87-м в Москве гастролировала балетная труппа театра "Ковент-Гарден". Руководство труппы, в том числе ведущий танцовщик Энтони Доуэлл, придя "на экскурсию" в Большой театр, попало на урок к Акимову. Устное приглашение поработать в Королевском балете он получил тотчас после этого урока, но, как всегда, история затянулась, и выехать он смог лишь через год. Таким образом, в 88-м первым из советских педагогов ("невозвращенку" Суламифь Мессерер в полном смысле слова советским педагогом считать было нельзя) Акимов начал давать классы в "Ковент-Гарден". С тех пор дает их регулярно - в течение месяца каждый год. Уже первый опыт оказался настолько удачным, что его заодно пригласили и в школу Королевского балета, где он давал уроки не только учащимся, но и самим педагогам. Интерес к себе он вызвал огромный - на его уроках бывали Алисия Маркова и Светлана Березова, он стал героем пресс-конференций, одну из встреч с ним проводила сама мать-основательница английского балета Нинет де Валуа. После лондонских триумфов Акимова востребовали другие труппы - он работал в Ла Скала, Венской опере, Амстердамском Национальном балете, Датском Королевском балете, у Джона Ноймайера (который, впрочем, как и Доуэлл, "нашел" его во время гастролей своей труппы в Москве), в Баварской опере, в японской труппе "Асами Маки-балет"... В Большом театре самое большое удивление вызвало то, что Акимова в конце концов позвала и Мариинка. Пару лет назад в течение десяти дней он давал там класс - участвовали, как везде и всюду, все звезды.

То, что у человека Большого театра много зарубежных контрактов, как известно, с одной стороны, вызывает к нему уважение, а с другой - настораживает. Не тот случай. Акимов никогда "не гастролировал" в ущерб своей работе в ГАБТе. Тем более что и особенного ущерба в его отсутствии никто не видел. (Кстати, за последние 12 лет - с тех пор как закончилась его карьера танцовщика - с Большим театром он выехал за рубеж лишь однажды: на нынешние американские гастроли). Акимову, педагогу и репетитору, на Родине вообще не везло. Окончив - уже исключительно обретения диплома ради - балетмейстерское отделение ГИТИСа, он какие только балетные дисциплины в этом ГИТИСе не преподавал (почти 10 лет), но полноценной ставки ему так и не нашли - был "почасовиком". В Большом театре широкого поля деятельности ему тоже не предоставили. (Хотя его класс, в котором собран молодняк, регулярно посещают и звезды). До недавнего времени Акимов репетировал с Андреем Уваровым, собственно, и обязанным ему своим взлетом, - в нарушение всех традиций имя педагога-репетитора с завидным постоянством забывали указывать в афишах.

Подобная невезучесть вовсе не свидетельствует о том, что Акимов - тихий, скромный, незаметный. Он как раз в положительном смысле слова человек амбициозный. Но ради удовлетворения своих амбиций никогда ни под кого не подстраивался и ни в какие группировки не внедрялся. И всегда на всех худсоветах до сведения всех возможных худруков доводил свое мнение - тем более неприятное, что аргументированное.

Всем известно: Акимов всегда в курсе того, что происходит в балетном мире, знает толк и в классике, и в современной хореографии, все читает и обо всем имеет собственное суждение. Класс его пользуется успехом: он никогда не ведет занятий чисто механически, считая, что главное - создать творческую атмосферу, и, по общему мнению, это ему удается. Среди претендентов на какую-либо заметную должность в руководстве балетной труппы ГАБТа или школы (теперь говорят, что руководить хореографическим училищем, то есть академией, будет Н.Бессмертнова) Акимов не фигурирует. Интересно, дадут ли ему хотя бы по-настоящему развернуться как педагогу? В Лондоне в классе у Б.Акимова, занимается, например, и такая "ученица", как Сильви Гилем. Но у нас, понятное дело, свои расклады.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;