Форум | Партнеры | Акции | Архив

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

ЗаконоКультура

Газета "Культура"

последнее изменение 31.10.2007

Еженедельная газета интеллигенции

№35 (7243) 14 - 20 сентября 2000г.

Рубрики раздела

Архив

1997 год
№49№50№51
1998 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27
№28№29№30
№31№32№33
№34№35№36
№37№38№39
№40№41№42
№43№44№45
№46№47№48
№49    
1999 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27
№28№29№30
№31№32№33
№34№35№36
№37№38№39
№40№41№42
№43№44№45
№46№47№48
2000 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27
№28№29№30
№31№32№33
№34№35№36
№37№38№39
№40№41№42
№43№44№45
№46№47  
2001 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17-18№19
№20№21№22
№23№24№25
№26№27№28
№29№30№31
№32№33№34
№35№36№37
№38№39№40
№41№42№43
№44№45№46-47
№48№49-50  
2002 год
№1-2№3№4
№5№6№7
№8№9№10
№11№12№13
№14№15№16
№17№18-19№20-21
№22№23№24
№25№26№27
№28№29№30
№31-32№33№34
№35№36№37
№38№39№40
№41№42№43
№44№45№46
№47№48№49
№50№51№52
2003 год
№1-2№3№4
№5№6№7
№8№9№10
№11№12№13
№14№15№16
№17-18№19№20
№21№22№23
№24№25№26
№27№28№29
№30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39№40№41
№42№43№44
№45№46№47
№48№49№50
2004 год
№1-2№3№4
№5№6№7
№8№9№10
№11№12№13
№14№15№16
№17№18-19№20
№21№22№23
№24№25№26
№27№28№29
№30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39№40№41
№42№43№44
№45№46№47
№48№49№50
№51    
2005 год
№1 - 2№3№4
№5№6№7
№8№9№10
№11№12№13
№14№15№16
№17№18-19№20
№21№22№23
№24№25№26
№27№28№29
№30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39№40№41
№42№43№44
№45№46№47
№48№49№50
№51    
2006 год
№1-2№3№4
№5№6№7
№8№9№10
№11№12№13
№14№15№16
№17№18-19№20
№21№22№23
№24№25№26
№27№28№29
№30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39№40№41
№42№43№44-45
№46№47№48
№49№50№51
2007 год
№01№02№03
№04№05№06
№07№08-09№10
№11№12№13
№14№15№16
№17-18№19№20
№21№22№23
№24№25№26
№27№28№29
№30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39№40№41
№42    

Реклама

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Как грустны наши неохватные пространства

РНО открыл сезон

Валентина ХОЛОПОВА
Фото ИТАР - ТАСС

Н.Луганский и В.Спиваков
Н.Луганский и В.Спиваков

Волнующий момент для всех любителей музыки - открытие симфонического сезона на грани тысячелетий: на главной концертной сцене Москвы, в Большом зале консерватории, - Российский национальный оркестр (РНО), оркестр первой номинации, за дирижерским пультом - Владимир Спиваков. Программа (7 и 8 сентября) - из золотого фонда русской классики: Первый фортепианный концерт Чайковского, Второй фортепианный концерт Рахманинова, Девятая симфония Шостаковича и феноменальная, не имеющая себе равных, Шестая симфония Чайковского. Участвует и молодой, но уже признанный пианист - 28-летний Николай Луганский: Спиваков всегда смотрит в будущее. Первый из двух концертов (7-го) - торжественный, интрадный, второй (8-го), с трагической Шестой симфонией, - концерт-мемориал, посвященный памяти Александра Меня в связи с 10-летием со дня его загадочной смерти.

Понятно, что для нового сезона Российского национального оркестра была отобрана исключительно русская музыка. Но и по своему духу она была прочитана как раз в этом ключе. Взять хотя бы обе "сверхтемы" двух дней: первый день - взгляд с надеждой в будущее, второй - тяжесть потерь в настоящем. Не таковы ли две постоянные доминанты нашей российской жизни? Что же открыло открытие? Первый фортепианный концерт Чайковского... Кажется, в нашем знании этого сочинения нет свободного "миллиметра", чтобы вместить хоть что-то новое. И все же представлен новый подход. Вместо бравурного блеска и триумфальности, на которые определенно рассчитан концерт, звучит тон грустной русской элегичности. ("Боже, как печальна иной раз наша природа! Как грустны, безнадежны наши прославленные неохватные пространства..." - писал И.Соколов-Микитов). Тон этот непривычно появляется у оркестра уже в торжественном вступлении, вместе с величественными перебросами мощных аккордов у фортепиано. Элегически оказались настроены и "струны" солиста Николая Луганского, чьи поистине лирические откровения заставляли зал застывать, тая дыхание. Интерпретация Чайковского с несколько рахманиновским оттенком (тем более что на счету пианиста, кроме победы на Конкурсе Чайковского, есть и рахманиновское лауреатство) - со свободным темповым дыханием фраз, истаиванием звука, а временами внезапными драматическими порывами, при полной технической безупречности, - одна из лучших его музыкальных "ролей".

Странно даже, что Второй концерт Рахманинова на следующий день в его исполнении не воспринимался как столь же стильный и направленный по идее. Однако надо учесть и особую ситуацию в программе: что вообще можно поставить рядом с Шестой симфонией Чайковского?

С симфониями Шостаковича и Чайковского, думаю, именно на этих днях состоялся настоящий дебют Спивакова как главного дирижера Российского национального. Симфоническим дирижированием Спиваков занимался с И.Гусманом, консультировался с Л.Маазелем и Л.Бернстайном. За рубежом выступал уже со многими, причем известнейшими, оркестрами - Филадельфийским, Чикагским, Лондонским симфоническим и др.; стоял за пультом в Ла Скала. "Новый Спиваков" сполна заявил о себе в Девятой Шостаковича. Поначалу казалось, что слушаешь какой-то знаменитый иностранный оркестр: инструменты нового поколения, с великолепным звуком, безукоризненны соло - труднейшие и без единого "кикса", идеальна выстроенность партий и сыгранность групп. Начала открываться одна из тайн Спивакова: в большой оркестр он перенес ту отточенную филигранность, которую довел до совершенства со своими "Виртуозами" в оркестре камерном. В стоголовом коллективе сделал ставку на личность! В музыке Шостаковича оркестр обнажил свою красоту, и из этой красоты были вылеплены и гайдновская игривость 1-й части с ее впаданиями в озорство, и задумчивость медленной части, и вихревой полет скерцо, и трагические диалоги тромбонов с фаготом перед финалом, и "раскручивание" финала от вкрадчивости начала к лихорадочности развития и шумной задиристости кульминации.

Гениально-трагическая Шестая "Патетическая" симфония Чайковского требует конгениальности воплощения, или она становится "рядовой". Это происходит даже у лучших дирижеров мира, как у К. Аббадо, когда он погасил в финале скорбь. У Спивакова "Патетическая" симфония, что называется, переворачивает вам душу - в духе именно русской эстетической традиции. Это ведь единственная в мире симфония, в своем финале с предельной силой чувства оплакивающая момент ухода человека из жизни. И сам Чайковский вскоре после написания ее ушел из жизни, причем через 9 дней после неудачного дирижирования этим своим шедевром (25 октября 1893 года). Известны споры о трактовке частей: куда клонить 2-ю часть (вальс) и особенно 3-ю (скерцо-марш), где находят мелькание какой-то жути? У Спивакова здесь звучит жизнь в ее полном цветении: вальс изящен и певуч, а скерцо-марш полно остроумнейшей игры, энергии и радости взахлеб. Тем более впечатляющим становится провал к трагедии финала с его порывами отчаяния, всепоглощающей экспрессией роковой кульминации и останавливающимися биениями ритма в самом конце. У оркестра под руками Спивакова достигается предельная интенсивность игры каждого музыканта, причем в абсолютном соответствии с партитурой: у струнных - пластика певучей кантилены и живое дыхание фраз, у деревянных - "тембристость" краски, у медных - "роковые" голоса. Интересно, что по-новому, в духе ХХ века "заработали" ударные, считающиеся у Чайковского второстепенными инструментами: в кульминациях публика партера то словно слегка подскакивала, как на коне, то ощущала как бы вибрацию землетрясения. В таком исполнении мало даже высочайшего таланта и великой традиции - тут говорит огромное человеческое сердце артиста.

Переполнявшая зал публика, которая и без того пришла, чтобы аплодировать любимцу, была проникнута музыкой до самой своей глубины. А ведь, между прочим, стоимость билетов была также на мировом уровне - от 50 до 1200 руб. Дело тут в особом статусе оркестра: РНО - первый в России негосударственный оркестр, существующий только на взносы спонсоров. Среди них сейчас выступает и Правительство Российской Федерации (любопытно, что среди десятков частных лиц в списке стоит имя Софи Лорен). Два данных концерта прошли при поддержке Международной нефтяной Компании "БИ Пи Амоко" и российским банком "Тройка Диалог". У РНО наступил год и их собственного 10-летнего юбилея. В сам юбилейный концерт 1 декабря 2000 года за пульт встанет основатель оркестра Михаил Плетнев и исполнит (с хором Владимира Минина) эпохальную Девятую симфонию Бетховена.

А так же в рубрике:

© 2001-2006. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только
с письменного согласия редактора портала.