Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 38 (7246) 5 - 11 октября 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Палитра

Колдовство жреца

В мастерской Александра Рукавишникова

Евграф КОНЧИН


"Девушка с веслом". 1996 г.

Александра Рукавишникова осмелюсь назвать баловнем творческой судьбы. Собственно, под словом "баловень" я разумею несомненное и рано проявившееся дарование и поразительную работоспособность. А еще - семейные корни: его отец - Иулиан Рукавишников - известный скульптор и, вероятно, многое передал сыну. В 1974 году Александр с отличием оканчивает Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова, куда, замечу, через двадцать лет придет уже профессором и заведующим кафедрой скульптуры. В год окончания института его принимают в Союз художников СССР.

А дальше - почти ежегодное участие в выставках, союзных, российских и зарубежных, работа над монументальными произведениями, награды, премии, успехи - у нас и за границей. В 1977 году его композицию "Инструктор каратэ В.Пак" приобретает Третьяковская галерея - с нее началась там его персональная коллекция. А первая монументально-декоративная композиция Александра Рукавишникова была установлена в московской гостинице "Орленок". Первые памятники по его проектам поставлены в Москве (Ленин) и в Смоленске (Микешин). Первые и весьма успешные живописные и графические серии - "Богини", "Воины", "Языческая Вселенная", "Птицы" и "Любовь", в дальнейшем составят неотъемлемую часть его творчества.

"Памятник В.Набокову". 1998 г.

Кое-что из перечисленного, но больше неназванного я увидел - в набросках, в гипсе, в моделях, в фотографиях - в мастерской Александра Рукавишникова, народного художника России, действительного члена Российской академии художеств, который в эти дни отмечает свое 50-летие. Хлопотное это дело - юбилей: гости, приветствия, непрерывные телефонные звонки, различные приготовления к торжествам. Не только лично юбиляра, но и Российской академии художеств и всего нашего современного искусства.

Даже одно перечисление последних монументальных произведений Рукавишникова весьма значительно. Это композиция "Юрий Никулин", установленная на Цветном бульваре (и надгробие - на Новодевичьем кладбище), огромная (7,5 метра фигура и 18-метровый пьедестал) конная статуя "Василий Татищев" - в городе Тольятти; километровый знак, поставленный на Красной площади у Воскресенских ворот и отмечающий начало российских дорог; только что открытая мемориальная доска на здании холдинга "Совершенно секретно" в Трубниковском переулке, посвященная Артему Боровику; менее знакомый большинству памятник Владимиру Набокову в швейцарском городе Монтре, близ дома, где жил и умер замечательный русский писатель. И, конечно же, памятник Федору Достоевскому - у здания Российской государственной библиотеки.

- Он, кстати, вызвал разноречивые отклики... Как вы, например, объясните несколько необычную "посадку" фигуры писателя?

- Я хотел показать сложный, неспокойный его характер, поэтому и показал: он как бы садится в кресло, но еще не сел или же, напротив, пытается встать, но еще не встал... Но памятник еще не завершен - нет около него соответствующих фонарей...

Александр Рукавишников выиграл в очень представительном конкурсе право поставить памятник Михаилу Булгакову на Патриарших прудах, выиграл конкурс на лучший проект памятника Василию Баженову, который предполагается установить у Дома Пашкова.

- За чем же дело стало?

- За правительственным решением, которое определит источник финансирования...

Выполнил он и несколько портретов выдающихся наших спортсменов - Николая Старостина, Льва Яшина, Эдуарда Стрельцова, они установлены в Лужниках. А памятник двукратному олимпийскому чемпиону Ивану Ярыгину - в Новой Олимпийской деревне. Эти произведения входят в большую спортивную серию, над которой Александр начал работать еще студентом. Тогда его "Боксеры" и "Борцы" произвели большое впечатление не только несомненным профессиональным мастерством, но и великолепным знанием "натуры". Еще в институте Александр начал посещать школу каратэ и вскоре стал обладателем "черного пояса". В 1990 году он избирается председателем Федерации каратэ Москвы. Так что заниматься спортивной тематикой, как говорится, сам Бог велел.

Сейчас Александр готовит свою юбилейную персональную выставку. На ней предполагает показать серию из десяти станковых скульптур. Две из них уже в гипсе. Одна продолжает постоянный и совершенно уникальный цикл "Современное язычество". В мастерской я увидел несколько прежних работ из этого цикла - странные они, впечатляющие, вероятно, не бесспорные. Можно по-разному к ним относиться, но то, что они оригинальны, талантливы, наполнены большим философским смыслом и эмоциональным настроением, несомненно. Правда, так, с ходу, их понять и, наверное, принять трудно. О них непросто и рассказать, их надо смотреть. Каждая такая скульптура - это огромный, всеобъемлющий мир, вмещающий в себя наши представления о человечестве и человеке. Это некое языческое пиршество. Да и сам художник, крепкий, приземистый, когда стоит у своих скульптур, да простит он меня за такое сравнение, напоминает какого-то языческого жреца, а произведения его - некое художественное колдовство.

Вторая работа - совершенно противоположного характера, да и название имеет весьма приземленное - "Дойка коров".

- А мне нравятся подобные сюжеты. Например, работа маляров. И я часто к ним обращаюсь. Остальные работы, предназначенные для выставки, пока не имеют точного определения. Да и торопиться их делать я не буду. Хочу показать достойные работы, основополагающие для моего творчества. Поэтому выставку предполагаю устроить следующей осенью или, возможно, в начале 2002 года...

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;