Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 39 (7247) 12 - 18 октября 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Театр

Странные игры для взрослых людей

Гастроли Петрозаводского молодежного театра

Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ
Фото Е.ЦВЕТКОВОЙ


Сцена из спектакля "Вдовий пароход". Е.Бочкова - Ольга Фролова, Л.Баулина - Анфиса Громова

Государственный молодежный театр "Творческая мастерская" возник в Петрозаводске в 1988 году, когда часть труппы Русского театра Карелии решила организовать собственный коллектив. Его возглавил режиссер Иван Петров. В нынешнем году в Петрозаводске проходили гастроли Театра "Et Cetera" под руководством А.Калягина - ответный визит "Творческой мастерской" не заставил долго себя ждать: на протяжении недели петрозаводчане играли в Москве спектакли "Три сестры" А.П.Чехова, "Зойкина квартира" М.А.Булгакова, "Женитьба" Н.В.Гоголя, "Странные игры для взрослых детей" Арк. Аверченко, "Вдовий пароход" И.Грековой и П.Лунгина и "Спокойной ночи, мама" М.Норман.

На суд московских зрителей были представлены спектакли двух режиссеров - художественного руководителя театра Ивана Петрова и приглашенного Андрея Тупикова. Картина совершенно очевидная: это два полюса сегодняшнего существования "Творческой мастерской". А что между полюсами? И есть ли это "что-то", чего нам не показали?

Признаюсь, для меня эта проблема стала одной из главных - слишком разнятся между собой манеры двух режиссеров, слишком резки и неожиданны повороты "американских горок", в них трудно вписаться. И чем больше влекла к себе одна модель театра, тем резче отталкивала вторая. В чем тут дело? Разумеется, само название, выбранное театром, - "Творческая мастерская" - не может по определению подразумевать какой-то один "руководящий" художественный принцип. Но относится ли это к стилю, который все-таки в идеале должен отличать тот или иной театр? И еще один вопрос из разряда риторических: как должна ощущать себя труппа, работающая изо дня в день не просто в разных, а в резко противоположных стилевых и смысловых условиях?

Именно такие вопросы вызвали у меня спектакли, чередующиеся каждый вечер на сцене и заставляющие всякий раз пристально всматриваться в лица уже знакомых артистов. Спектакли Ивана Петрова: "Три сестры", "Вдовий пароход" и "Спокойной ночи, мама" - это не только ювелирная отделка ситуаций и характеров, но и единый, строгий и стройный стиль, всякий раз создающий на сцене поистине завораживающую атмосферу подлинности и причастности. Ни в малой степени не однообразные, не монотонные, вызывающие порой сомнения, даже несогласие, они одинаково волнуют. Заставляют настороженно вслушиваться в едва ли не наизусть известный текст чеховских "Трех сестер" и находить в нем что-то ранее упущенное, по-иному звучащее. И как-то непривычно начинает вдруг звучать "Вдовий пароход" - старая пьеса, поставленная театром нынешней весной, к юбилею Победы. Тема войны, все дальше и дальше отходящая от нас, получает здесь новое осмысление. Сегодня "Вдовий пароход" едва ли не в первую очередь волнует проблемой отцов и детей, с пронзительным осознанием непоправимости ухода, когда ничего уже не поправишь, когда остаешься на всю жизнь с поздним и бессмысленным своим раскаянием. Другая сторона той же медали - тонкий психологический этюд американской писательницы Марши Норман "Спокойной ночи, мама", где непонимание между самыми близкими людьми, матерью и дочерью, блистательно сыгранными Людмилой Живых и Еленой Бычковой, оборачивается трагедией. Такой же мгновенной и непоправимой.

В каждом из названных трех спектаклей есть великолепные актерские работы - Е.Бычковой и Л.Живых, Г.Москалевой и Л.Зотовой, Л. и В.Баулиных, Т.Румянцевой и Г.Дарешкиной, Г.Залогина и Д.Максимова, В.Мойковского и А.Лисицина. Почти о каждом из этих актеров можно подробно говорить, отмечая точность реакций, филигранную отделку нюансов, множество оттенков, даже если речь идет о небольшом эпизоде. И это не случайно, потому что в спектаклях И.Петрова, во многом спорных, есть тем не менее главное - точное понимание жанра и смысла, однозначный и твердый ответ на вопросы: зачем и о чем?

Невольно приходят на память слова Маши из "Трех сестер": "Или знать, для чего живешь, или же все пустяки, трын-трава".

Спектакли Андрея Тупикова "Зойкина квартира", "Женитьба", "Странные игры для взрослых людей", похоже, эти вопросы вообще в виду не имеют. Очень зрелищные, поставленные на разного рода сценических эффектах, броские и яркие, они - ни о чем, потому что и гротеск, и игра ритмами, и острота внешних решений оставляют за скобками категории жанра и смысла. А значит, при всем внешнем разнообразии, внутренне они остаются монотонными и однообразными. Те же замечательные артисты словно демонстрируют нам свои "другие возможности", но отсутствие четко разработанного стиля проявляет в них не столько новые, сколько размытые черты: веселая раскованность, лихость, яркий грим подменяют психологическую разработку, а порой и откровенно искажают смысл произведения. Так происходит, например, в "Зойкиной квартире", где натужный гротеск заменяет поиск интонации, а появление персонажа, загримированного "под Ленина", и финальное вознесение Гуся отдают откровенной пошлостью. Так происходит и в "Женитьбе", где попытка режиссера вывести комедию в дьяволиаду приводит лишь к смене отдельных эффектных эпизодов, прослаивающих вялотекущую сюжетную линию.

И снова - неотвязные мысли о том, что же между этими двумя жизнями одного театра? Только ли перепадами из ясности в смутность и обратно живет "Творческая мастерская"? Вопросы, на которые ответа найти не удалось. Но все-таки что-то удалось. В трех спектаклях, привезенных в Москву (могу присоединить к ним увиденный в Петрозаводске еще один спектакль, "Княжны" А.Мишарина, сыгранный замечательными Е.Бычковой и Л.Живых), удалось разглядеть лицо Театра. Тонкое, с ясными чертами, чуть старомодное (в самом добром понимании этого слова), но по-молодому вдохновенное и тем запоминающееся.

Также в рубрике:

ТЕАТР

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;