Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 39 (7247) 12 - 18 октября 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Кино

НИИ делает выбор

Андреевский флаг над лучшими фильмами

Мария БОРИСОВА


"Шедевры российского кино" (издательство "Андреевский флаг") - это прежде всего впечатляющий труд авторского коллектива, объединившего сотрудников НИИ киноискусства. Это одно из первых серьезных высказываний по поводу истории российского, именно российского кинематографа, дошедших до широкой публики. И пусть не вводит в заблуждение небольшой тираж этого книжного проекта, "штучность" "Шедевров..." определяет также впечатляющий полиграфический объем. Каждый фильм представлен не только искусствоведческим эссе, но и основательной подборкой кадров, взаимодействующих с текстом по кинематографическому же принципу монтажа: образы фильма, "сцепленные" с текстом, привносят в анализ дополнительные смыслы. Но, несмотря на всю техническую сложность и затратность издания, этот роскошный фолиант должен быть не просто пролистан, а прочитан и рассмотрен с гарантированным удовольствием.

История кино как история шедевров - самый проблематичный, пожалуй, путь для исследователя. Гораздо легче выстроить цепочку творческих индивидуальностей, в разное время определявших лицо кинопроцесса, нежели назвать конкретные фильмы, ставшие безусловными вершинами. Авторы не побоялись некоторых довольно смелых шагов, например, в данном издании отсутствуют фильмы Александра Довженко - общепризнанные вершины советского киноискусства. Та же ситуация с одним из лучших фильмов Андрея Кончаловского "Первый учитель" по Чингизу Айтматову. Следить за выбором авторов, а потом и за аргументацией этого выбора - вот что, несомненно, составляет главный сюжет книги. Тут необходимо раз за разом проявлять собственное мнение, держать за него ответ, предпочитая одно другому. Уходить от готовых схем, например, от своеобразных жанровых резерваций, куда подчас ссылают скопом все наследие одного режиссера: вот, скажем, творчество Леонида Гайдая, уже утвердившегося в умах общественности в ранге крупного мастера, - но какую же из его картин включить? В "Шедеврах..." делается выбор в пользу самой гармоничной его ленты, очаровательной "Кавказской пленницы" с ее универсальным зрительским успехом, хотя как жаль, что не попал "Иван Васильевич...", фильм, наиболее полно отразивший своеобразие этого режиссера! Иногда выбор падает на фильмы спорные, порой даже на формально неуспешные, но неизменно признаваемые лидерами на какой-то определенной "выгородке". Очень яркий пример подобного рода - "Дворянское гнездо", фильм, признанный одной из самых красивых лент российского кино, если вообще не самой красивой. Опять-таки можно долго колебаться, повторять: "среди экранизаций", "среди цветных постановок", размышлять, "а что сказал бы классик?", но, согласимся, подобное почти самодостаточное мастерство - ох, дорогого же оно стоит!

Авторы книги подтвердили еще раз, что история кино - процесс живой, а список шедевров - не на камне выбит. И киноведы в поисках "шедевр - не шедевр" попутно приходят к интереснейшим мыслям и выводам.

Также в рубрике:

КИНО

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;