Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 11 (7122) 26 марта - 1 апреля 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Ситуация

В поисках современной литературы

Закончилась I Национальная ярмарка "Книги России"

В КНИГОИЗДАНИИ

Елена ГРАНДОВА


Погода, конечно, спутала карты: именно в те два дня, когда в двадцатом павильоне ВВЦ ожидалось больше всего посетителей ярмарки "Книги России", выпали две месячные нормы осадков. Но несмотря на малочисленность публики, работа (а ярмарка - это прежде всего работа) активно продолжалась. Весенний смотр книжной продукции проходил под девизом "Книжное дело - новые технологии". Для обывателя, рядового посетителя, это может показаться скучным. Для "книжников" - важным и принципиальным. Вот почему научно-практическая конференция "Новые технологии в издательском деле и книгораспространении" собрала всех, кто смог на время покинуть свои стенды. "Героем дня" стал столичный магазин "Библио-Глобус", чьи экспозиционные площади как магнитом притягивали участников выставки. Недаром про "Библио-Глобус" говорят - "магазин XXI века" - электронные форматы передачи данных, счетчики прохода покупателей со сбором информации в компьютере, специальные датчики для книг, защитные устройства для витрин - все это сегодня обычные для магазина условия работы. Увы, не всем региональным, провинциальным, особенно "глубинным" книжным точкам удастся когда-нибудь так оснаститься. Однако правда и то, что "плох тот солдат"...

К сожалению, неудавшаяся осенняя ММКЯ серьезно отпугнула западных партнеров, не было заметно не то чтобы "дальнего" зарубежья, но и "ближнего" оказалось не густо. Хотя российская книга была представлена, что называется, в широком ассортименте. Чего только не было на стендах и выгородках! Хотите Голсуорси, Мопассана, Зайцева, Чехова, Сан-Антонио, все, что хотите. Пожалуйста! А какие энциклопедии, справочники, альбомы! Для детей - океан изданий. В общем, чего только не было. А теперь зададимся вопросом - чего действительно не было? Может, я, конечно, плохо смотрела, но я не увидела современной отечественной литературы, тем более - литературы молодых. Даже такое издательство, как "Современный писатель" (бывший "Советский писатель"), которое по определению должно было бы представить обзор современного литературного процесса, отделалось - в который раз - перепечатками русской классики. Из ныне здравствующих вышли книжки Петра Проскурина и Сергея Михалкова, которых никак не отнесешь не то что к молодым, даже к среднего возраста литераторам, а также Анатолия Жукова и Арсения Ларионова, тоже, как говорится, людей в возрасте. Названия книг Александра Кожедуба - "Могила для директора кладбища" и Александра Трофимова - "Над Москвой летают птеродактили" очень характерны для детективного жанра, коими они и являются... Я не говорю сейчас о таких "раскрученных" современных писателях, как Виктория Токарева, Юрий Поляков или тем более Александра Маринина. Чтобы проверить себя, листаю каталог участников ярмарки, насчитывающий около двухсот страниц, в котором издательства анатируют выпускаемую продукцию по видам и жанрам. Словосочетание "современная проза (литература)" встретилось мне лишь дважды: в "Букмэне" - там вышло собрание сочинений Валентина Лаврова и книга Галины Щербаковой - да в петербургском "Симпозиуме", предложившем читателям еще один авантюрно- приключенческий роман Владимира Корнева "О чем молчат французы". И что же - это весь современный литературный процесс? А между тем за последние, скажем, пять лет появились десятки литературных премий (не говоря уж о "русском Букере"), присуждаемых за произведения современной прозы и поэзии. Многие из этих премий включают номинацию "литературный дебют", и читателям уже стали известны имена Валерия Былинского и Кати Садур, Михаила Волостного и Антона Уткина, Сергея Варламова и Олега Павлова, многих других. Вот бы издать серию, ну хотя бы под условным названием "Смотрите, кто пришел!". Но нет такой серии. Я понимаю, что "раскручивать" никому не известного писателя или поэта для издательства, тем более если оно не входит в "десятку", - дело невыгодное, во многом опасное - а вдруг прогоришь? И все же риск - благородное дело. Пусть не на мелованной бумаге, пусть без роскошного оформления, но книга она и есть книга. Получается же так, что лишь "толстые" журналы, которым самим сегодня живется несладко, открывают новые талантливые имена. Как были открыты только за последние годы Андрей Сергеев и Иван Жданов, Анатолий Азольский и Дмитрий Липскеров, Ольга Славникова и Юрий Малецкий. Ждут у отечественного издательского моря погоды талантливейшие Владимир Тучков и Нина Садур (за рубежом-то их печатают!), ждут спонсора, ждут еще чего-то... И никак не могут дождаться, чтобы на специализированной книжной выставке-ярмарке истинный любитель отечественной словесности мог бы, пробившись сквозь шквал мартовского снега или сентябрьского дождя, купить книги и с облегчением вздохнуть: современный литературный процесс достаточно многообразен и интересен. "Идут белые снеги", - писал когда- то Евгений Евтушенко (кстати, не обделенный вниманием советского книгоиздания с самых младых ногтей). Все правильно. Идут. Картинка такая: белым снегом замело современный литературный процесс в постсоветском книгоиздании.

Комментарий

    

Станислав ЯЦЕНКО, руководитель пресс-центра ярмарки "Книги России", главный редактор журнала "Книга и Время":

- Особенность новой книжной ярмарки "Книги России" подчеркнута в ее девизе - "Книжное дело - новые технологии". Проблема в том, что книжное дело России в силу ряда объективных и субъективных факторов несколько выпадает из мирового процесса книгоиздания. В передовых странах широко используются в книжной торговле и книгоиздании прогрессивные информационные технологии. Большинство же отечественных "книжников" работает если не по старинке, то с существенным отставанием. Новая ярмарка стала в этом смысле первым шагом в попытке показать нашим издателям и книгораспространителям на базе передовых отечественных предприятий, таких, как "Инфра-М", "Библио-Глобус", что в нашей стране можно преуспеть, если постараться да поднатужиться. И в этом смысле "первый блин" удался. Что же до остального, то все было как на любой хорошо организованной ярмарке. Контракты (о секретах которых никто не сообщает), заставляющие довольно потирать руки заключивших их... В кассу ярмарки стояла солидная очередь посетителей. Но что странно - бросалось в глаза, что они, то есть посетители, набирали охапками бесплатные проспекты и буклеты, однако редко покупали книги. С чего бы это?

Также в рубрике:

СИТУАЦИЯ

С БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮ

В КНИГОИЗДАНИИ

С НОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

НА АРЕНЕ

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;