Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 12 (7123) 2 - 8 апреля 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Вокруг ТВ

Ждите! Счастье рано или поздно приедет

Сериал Дмитрия Астрахана "Зал ожидания"

Валентина ИВАНОВА


Я все время думала, что же мне напоминает фильм "Зал ожидания"? То есть он напоминает многое - и прежде всего фильм самого Астрахана "Все будет хорошо". О котором, кстати, в свое время было много споров. Его много раз показывали по ТВ и его, наверно, многие видели. Его называли первым кассовым отечественным "хитом". Там тоже была рассказана история о том, как на маленький заброшенный русский городок обрушилось большое "новорусское" счастье - приехал бывший житель города (Збруев) и привез с собой каких-то японцев. И начал всех тут же одарять благами.

Но, это так, к слову. Так как сценарист у Астрахана один и тот же - Олег Данилов, а Астрахан - сейчас самый плодовитый режиссер, то естественны повторы ситуаций - не напасешься же столько "ходов" на два, а то и больше фильмов в год.

Нет, я говорю о другом.

Что-то другое мучительно напомнил мне "Зал ожидания" - это вечное бремя критика, что-то с чем-то вечно сравнивать и вспоминать.

Был несколько лет назад, в пору истерического многокартинья, такой знаменитый фильм "Бля". Да, представьте, он так именно и назывался, несмотря на протесты "чистой публики". Поэтому авторы придумали ему и второе название "Сэнит зон" ("Санитарная зона"). Премьера в Доме кино прошла очень шумно, скандально, зрителям раздавали афишки, в которые были завернуты тогда только появившиеся милицейские дубинки, но, конечно, облегченно- декоративного образца.

История там была такая. Встречают какой-то "Поезд дружбы" - хлебом с солью. Но за несколько минут выясняется, что в одном из хлебов якобы заложена какая-то мина что ли, точно не помню, - чувствуете сходство с немецкой авиабомбой в "Зале ожидания"? И вот перед встречей поезда надо проверить все многочисленные хлебы, за что берется один из милиционеров. А поезд останавливают в так называемой санитарной зоне (туалеты запираются), и бедные негры- интернационалисты бегают вдоль состава с умоляющими глазами...

Слово же "бля" ничего особенного не означало, кроме вечной как бы присказки у начальника милиции (в этой роли Владимир Самойлов).

С тех пор много воды утекло, и мы к такому безобразию на экране привыкли, что какое-то "бля" покажется нам безобидной шалостью.

Однако же пример этот в память запал. И еще раз подтвердил, что нет новых сюжетов, есть новые повороты. И концепции. Так сказать, с миру по нитке.

В чем секрет Астрахана?

Еще в своем давнем фильме "Ты у меня одна", удивившем всех на одном из "Кинотавров" и схватившем сразу большой президентский приз, он как бы выбивается из общей колеи. Все говорят - вокруг все плохо, все ни к черту, жизнь из рук вон отвратительна, жены изменяют, мужья не способны их защитить, семьи разваливаются, общество гниет с головы. А Астрахан в своей простенькой истории (которую активно не приемлю) говорит все наоборот - семья крепка, как броня советских танков, муж верен жене до гроба, советские (русские) люди живут в плохих квартирах и получают маленькую зарплату, но отказываются уехать в благословенную Америку, к тому же с любящей тебя женщиной - но другой, не женой. Ну, кто в такое поверит в наши дни? Кроме Астрахана.

Конечно, у него есть разные фильмы (он начинал с "Изыди" и недавно сделал картину о жестоком еврейском погроме в Польше после войны). Но когда обращается к нашей действительности, он неизменно плывет против течения. И, таким образом, название "Все будет хорошо" становится как бы лейтмотивом его творчества.

Фильм Дмитрия Астрахана "Зал ожидания" легче всего отринуть и откинуть за ненадобностью - мол, чушь какая-то и т.д. Какой-то поезд приехал, какая-то миллионерша покупает город, какие-то дети, какой-то фильм снимается - накручено Бог знает что.

С таким чувством и начинаешь смотреть этот сериал - то ли выключить, то ли дальше посмотреть, от нечего делать.

Потом, как ни странно, втягиваешься. Есть все-таки что-то в этом Астрахане. А то именно, что он умеет ухватить проблему за хвост и, уцепившись за нее, умчать за собой зрителя. Так было во "Все будет хорошо", в "Ты у меня одна". И вот теперь - этот "Зал ожидания". Много там, конечно, чепухи разной. Например, уже упомянутая немецкая авиабомба, которую целую серию таскают на себе разные персонажи, вдруг оказывающиеся положительными. И прежде всего Виктор Николаевич (М.Боярский), тип интеллектуального бомжа, сам по себе найденный и сыгранный любопытно, но зачем эта жирная точка с авиабомбой? Нам ведь и так все ясно. И его исчезновение в финале - он вылезает в окно поезда - куда для него органичнее, чем разные комсомольские подвиги - с возникающими незнамо откуда "приветами с войны".

Вообще надо сказать, что вся эта серия с бомбой - самая неудачная в картине. Но сказать, что в целом картина Астрахана плохая, не решусь: что-то к ней все-таки притягивало. И если сравнить с предыдущими нашими опытами сериала - "Клубничка", "Горячев и другие", "Мелочи жизни", "Дом", исключая "Петербургские тайны", - "Зал ожидания" все-таки шаг вперед.

Пишу и думаю, и опять сомневаюсь во всем - что-то нравится, что-то в той же мере не нравится: но все же посмотрела все серии, что очень редко в наши дни бывает.

Ну, во-первых, любопытна, хотя в той же мере и сумбурна сама история продажи целого города. Или городка. Хотя опять же напомнит классический "Визит старой дамы" Дюрренматта (и почему так много ассоциаций - наверно, это все-таки не случайно для этого режиссера).

В роли не-старой дамы выступает некая новая русская, ну совсем-совсем новая, новенькая, только что с горячего противня, еще только шляпки научилась носить (вчера еще, наверно, в ларьке стояла). Тоже актуально. В этой роли совершенно неожиданно - а может быть, как раз ожиданно! - Нина Усатова, которую мы привыкли видеть в роли так называемых "простых баб". И поэтому очень любопытно здесь получилось.

Здесь она, по сути, та же "простая баба". Но свой "мистер Смит" из Америки у нее уже есть. Есть и два ученых советника, которые и подсказывают плодотворную идею покупки города. Нина Усатова должна "купить" в основном двух людей - мэра (Михаил Ульянов) и директора детского дома, расположенного в старинном монастыре (Вячеслав Тихонов). Все дело именно в этом монастыре: он - основа старинного архитектурного ансамбля, и его надо освободить, а детей, следовательно, разъединить и расселить. Для старого директора это убийственно. В этих двух основных ролях выступают наши корифеи - Вячеслав Тихонов и Михаил Ульянов. Давно мы их не видели на экране, и потому пристрастно вглядываемся в эти полузабытые лица.

Роли у них трудные. Одна - чисто-голубая, другая - напротив, почти что черная. И то, и то играть немыслимо сложно, как всегда сложно играть однозначное. Но при этом возьму на себя смелость сказать, что Ульянову роль не слишком удалась - он изначально бодр, весел и готов к продаже. Такие бы вещи надо "подкреплять" как-то психологически.

Роль Тихонова почти невыполнима для исполнения - он некий Дед Мороз на пепелище, его шуба не греет, его мешки с подарками опустели. И все-таки он сражается, как и положено Дон Кихоту. Он ускользающе тактичен и ненавязчив, его монолог в последней серии почти что трогает до слез. Сегодня это не модно, но слезы еще капают...

В чем же в таком случае оптимизм и уверенность в будущем в фильме "Зал ожидания" - может спросить нетерпеливый читатель. Ведь в нем все так горько, обидно, все так несправедливо.

Ответим. Погодите, ответим и на этот вопрос.

Оказывается, в хороших людях. Посмотрите, сколько их! Мальчишка останавливает поезд, потому что любит девушку, которая должна сниматься в кино. Она плохо читает монолог Джульетты, но из поезда выходит не похмелившийся еще с утра актер (Андрей Соколов) и подчитывает ей текст - и она вдруг ожила, расцвела.

Виктор Николаевич (Боярский) мало того, что спасает того самого мальчишку на рынке, но, кажется, готов облагодетельствовать и обогреть всех и каждого.

Вот в этих людей и верьте - говорит нам автор.

Также в рубрике:

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;