Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 50 (7110) 25 - 31 декабря 1997г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Музыка

Сэр Питер Максвелл Дэвис - певец скалистых берегов

ФЕСТИВАЛЬ

Анна ВЕТХОВА


1Несколько столетий Генри Перселл оставался для Великобритании единственным национальным классиком в области музыки. Лишь с двадцатым веком пришли глобальные перемены, и стало возможным говорить о национальной композиторской школе. Появилась плеяда музыкантов, среди которых вырос британский классик ХХ столетия Бенджамин Бриттен, его музыка завоевала мир, не обошли вниманием талант этого композитора и в России. Зато имена ярких представителей британской культуры Густава Холста и Майкла Типпетта, Ральфа Воана-Уильямса и Эдварда Элгара, известные всему миру, в России по сей день были не ведомы широкой аудитории, а профессионалы не особенно рвались пополнить концертные программы их сочинениями. Потому и оказался Бриттен для нас гением, возникшим "на ровном месте".

2 Фестиваль немного заполнил досадные бреши. Кроме Простой симфонии Бриттена, его фортепианного концерта, Вариаций на тему Перселла и двух оркестровых фрагментов из оперы "Питер Граймс" и Виолончельного концерта Элгара, которые все-таки время от времени у нас звучат, были и настоящие премьеры. Не могу сказать, что знаменитая симфоническая сюита "Планеты", написанная Густавом Холстом в 1914 году, или Тройной концерт для скрипки, альта и виолончели с оркестром (1979) Майкла Типпетта произвели огромное впечатление на публику. Однако интерес пробудили. В лице Холста английская музыка десятых годов как бы заявляла свою независимость от немецких влияний и демонстрировала совершенно явные симпатии к творчеству русских, французских музыкантов.

3 Один из патриархов английской музыкальной культуры - Майкл Типпет. Это ему принадлежит сочинение, которое пресса окрестила "Симфонией нашего времени", назвав его наиболее интересным после "Весны священной" Стравинского и "Военного реквиема" Бриттена. Но если в Третьей симфонии Типпетта, по остроумному замечанию одного из исследователей, "Бетховен встречается с блюзами", то в прозвучавшем на фестивале Тройном концерте автор "встречается" с неоклассицизмом Стравинского и Хиндемита. И "встреча" эта, складывается впечатление, несколько затянувшаяся.

4 Подлинным открытием для москвичей стал сэр Питер Максвелл Дэвис. Редкое обаяние, легкость, непринужденность в общении с аудиторией моментально покорили слушателей. Он поднялся на сцену, встал за дирижерский пульт, сам давал комментарии перед сочинениями, дирижировал, каждым своим действием демонстрируя отсутствие каких бы то ни было искусственных барьеров. Этот весьма почитаемый в Великобритании человек, удостоенный рыцарского звания, живет на севере Шотландии (острова Оркни), в одном из самых уединенных уголков мира, где и создает свои сочинения. Все, что он привез в Россию, было написано этим "шотландским акыном" именно там и навеяно природой этого края. Даже святого Франциска, которому посвящены его опера и Концерт для трубы, сэр Питер мысленно переселил в свой любимый уголок и потому имитирует в музыке концерта крики чаек. Еще больше связаны с местом его постоянного пребывания "Пляски Макдональда" и особенно "Свадьба в Оркни на закате солнца". В этом сочинении композитор отразил все самые важные моменты действа - от чинного выхода жениха и невесты до веселой вакханалии нетрезвых музыкантов. А восход солнца он "прорывал" мелодией волынщика, который спокойно прошествовал между рядами партера БЗК к оркестру, изо всех сил изображавшему распространяющийся солнечный свет.

5 Музыка Максвелла Дэвиса - ярко национальна, самобытна. Он любит мощные звучности продолжительного оркестрового tutti, глиссандо медных духовых. Однако даже в "фольклорных" опусах его "рассказы" не описательны. Все для него - часть природы, а значит - часть мировой гармонии. Судя по всему, ему удалось найти в природе какую-то тайную радость, и этим он хочет поделиться со слушателями.

6 Перед началом концерта сэр Питер выразил уверенность, что после прослушивания его музыки мы будем все знать о Шотландии. У меня другое мнение: нужно увидеть Оркни, чтобы понять Питера Максвелла Дэвиса - восторженного певца шотландских скалистых берегов и деревенских свадеб.

Также в рубрике:

ФЕСТИВАЛЬ

ЮБИЛЕЙНОЕ

КАНАЛ "КУЛЬТУРА"

КНИЖНЫЙ ШКАФ

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;