Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 50 (7110) 25 - 31 декабря 1997г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Музыка

Владимир высшей степени

ЮБИЛЕЙНОЕ

Эмиль КОТЛЯРСКИЙ


Вот и заканчивается нынешний, очередной 1997 год. Год, который прошел под знаком 850-летия Москвы. Я - коренной москвич. Но лично для меня уходящий год не был 850-летием города, в котором я родился 57 лет назад, в котором все эти годы прожил и в котором, похоже, и закончу, отбуду назначенный мне земной срок.

Восемьсот пятьдесят!.. Это слишком много. Это давит. Это болезненно напоминает о бренности, скоротечности и ничтожности людской вообще и каждого в частности. Совсем другое дело - 25 лет. Вот это по-человечески, то есть по человеку, соразмерно с протяженностью одной данной нам жизни. Это даже порой уютно и утишающе умилительно. Особенно, когда связано с близким нам существом. А именно так дело обстояло да и обстоит: Московский камерный хор, которому в 97-м году исполнилось 25 лет, я знаю почти со дня его рождения, 23 апреля 1972 года.

"Московский государственный академический камерный хор" - полное, официальное, паспортное имя нашей московской достопримечательности и реликвии, и радости, и гордости. И в то же время - всенародного достояния.

"Академический" - это звучит! Звучит очень солидно, а сколько потребовалось терпения и усилий, не говоря о труде и таланте, чтобы такое слово появилось в соответствующих документах и на афишах!.. В быту никто этот хор не называет так длинно: просто хор Минина, так он знаменит. Хор Минина, что ни малейшим образом не умаляет достоинств артистов, сей хор составляющих. 25-летие - это юбилей их всех, но в первую очередь, конечно же, Владимира Минина, ибо это его творение и его рукотворный прижизненный памятник.

Для многих хор - нечто третьесортное, убогое. Некая серая масса. Другое дело - дринь-бринь на одной струне, но зато во все горло и на полную катушку, так, что во всем микрорайоне стены домов вибрируют.

А хор? Перво-наперво это голоса. Разные: тенора, баритоны, басы, сопрано, меццо-сопрано, которые соединяются, сливаются неразделимо в один голос - голос хора. Сливаются благодаря одному человеку, дирижеру. А будет ли это чудом, зависит от таланта дирижера. В случае Минина - и талант, и чудо бесспорны.

Хор - это исполнитель. Даже великое произведение великого композитора, пока оно не исполнено, - всего лишь ноты, шанс. А вот предстанет ли это произведение действительно великим Творением великого композитора - зависит от исполнителя. И прежде всего первый исполнитель решает судьбу произведения и нередко - судьбу его автора.

Хору Минина многие современные да и не только современные композиторы обязаны весьма и весьма многим, ибо он часто становился тем первым, который обеспечивал успех новым сочинениям.

Мининский хор предназначен для исполнения в первую очередь произведений русских композиторов - и прошлого, и настоящего, ведь прошлое, даже самое славное, прибавляется настоящим. Достойная идея блестяще воплотилась. Да, Владимир Николаевич - создатель русского камерного хора. Рахманинов, Бортнянский, Архангельский, Титов, Чесноков, Чайковский, Гречанинов! А еще Георгий Свиридов, Валерий Гаврилин, Валерий Калистратов, Родион Щедрин, Владимир Рубин в его репертуаре. Но и Бах, Моцарт, Перголези, Вивальди, Шуберт, Перселл, Россини ему не чужды.

Один критик, писавший о Шаляпине, среди его достоинств выделил одно: "Национален без намерения". Это можно отнести и к Минину, и к его хору. Да, русский. И русский хор. Но никогда ни малейшей озабоченности показать, выпятить свою национальную принадлежность. Это происходило и происходит само собой, ибо Минин действительно талантлив и искренен. Да, русский! Но не шовинист. Да - православный христианин. Но не считающий свою веру самой лучшей и уважающий все религии. Вера - дело глубоко интимное. Но, когда присутствуешь на концертах хора Минина, и видишь человека, движению рук которого так послушны артисты, думаешь - праведная вера именно такова. Может быть, потому Владимир Минин был награжден орденом святого князя Владимира, за заслуги перед Церковью.

Наградили недавно его и орденом "За заслуги перед Отечеством". Перед каким Отечеством? Перед тем, которое ему не давало исполнять то, что хотелось, что так нужно было для этого самого Отечества? Или перед тем Отечеством, которое сегодня, в те новые времена, о которых мы все когда- то так мечтали, не может достойным и недостойным образом на государственном уровне содержать этот государственный мирового значения хор?.. А может быть, перед теми, кто приходит на его концерты независимо от рода и характера очередной власти и цен на билеты?

Да, конечно же, это орден за заслуги перед нами, для которых каждая встреча с этим хором - праздник души. Правда, его удостоили орденом "За заслуги перед Отечеством" лишь четвертой степени. Интересоваться, а какой степени орден святого князя Владимира, я не стал. Для меня Владимир Минин - единственный, заслуживающий награды высшей степени.

25 лет - для человека это весьма приятный, не страшный и даже не рождающий особой грусти возраст. Для человека... Но для хора... От первого состава остались только двое: Людмила Жованик и Владимир Урман. Впрочем, не двое... Еще и Владимир Минин.

По названию все то же: хор Минина, но хор уже другой. Как Большой или Художественный театры, хотя по-прежнему на уровне полного соответствия исполняемой великой музыке. Для скольких людей пенсия - страшная черта. Черта, отделяющая от любимой работы, творчества, от дела, от жизни... Иных государственных людей увольняют в тот же день, когда исполняется шестьдесят. Владимир Минин - человек государственный, но его уволить нельзя. И это прекрасно!

А еще как же хорошо, что хор - это много людей и ему, хору, не так просто уехать из России, как отдельному таланту. Впрочем, может быть, Владимир Николаевич, прочитав это, на меня обидится, ибо подобных позорных для него мыслей никогда у него не было. И слава Богу! Пусть редко, но мы можем слышать этот чудесный хор, ансамбль солистов, камерный оркестр голосов, который способен звучать, как большой симфонический.

Через год, в 99-м, грядет новый юбилей - 200 лет Пушкину. Конечно, это не 850, но и из этого многие выжмут максимум для своей карьеры.

Конечно, Пушкин тут не виноват. Ему будет в 99-м 200 лет. А Владимиру Минину - 70. При чем тут Пушкин? Точнее, при чем тут Минин? А при том хотя бы, что Минин и его хор были первыми исполнителями "Пушкинского венка" Георгия Свиридова. А еще при том, что Пушкин - это символ России. И Минин тоже. А еще при том, что Пушкин - поэтический гений, а Минин, быть может, гений хорового искусства, по крайней мере, отечественного. И хотя Александр Сергеевич Пушкин для меня - гениальный поэт, которому я отдаю должное не раз в двести лет, а каждый день, вполне возможно, что в 1999 году я буду отмечать не только 200- летие Пушкина, а и 70-летие Владимира Минина, который, может быть, снова и заново исполнит "Пушкинский венок" и еще что-то для нас новое. Ныне это "Немецкий реквием" Брамса и "Демественная литургия" Александра Гречанинова, а тогда, через год... это будет через год? Может быть, еще один Реквием! И на этот раз - "Русский"?

Также в рубрике:

ФЕСТИВАЛЬ

ЮБИЛЕЙНОЕ

КАНАЛ "КУЛЬТУРА"

КНИЖНЫЙ ШКАФ

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;