Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 22 (7279) 14-20 июня 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27-28
№29-30№31№32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Ситуация

Фуэте в осаде

Уникальная хореографическая школа во Владивостоке - под угрозой закрытия

ОБРАЗОВАНИЕ

Татьяна СМИРНОВА
Владивосток
Наталья КОВАЛЕВА
Фото В.ЧЕЙШВИЛИ


Всю зиму из Владивостока вести шли одна другой страшнее: люди замерзали, учителя не получали зарплаты, шахты закрывались. Среди этого кошмара все это время жила и работала школа, где детей учили хореографии: школа Васютина.

Танцам конец. Снова танцы

Виктор Васютин сначала танцевал в клубной самодеятельности, потом, окончив педагогические курсы при Вагановском училище в Ленинграде, создал детскую хореографическую студию. Его ансамбль выступал в Москве, на Камчатке, в Сибири, ребята были в "Артеке", "Орленке".

Потом Васютина пригласили во Владивосток, где из обветшавшего здания школы он сделал прекрасную хореографическую студию. На ее базе собирались даже открыть хореографическое училище, а кто-то уже видел театр оперы и балета, первый на тихоокеанских берегах. Но реальность - штука жестокая. Виктору Федоровичу Васютину приписали дачу копеечной взятки и упекли за решетку. А студию разрушили. Освободившись, Васютин снова из развалины сделал "дворец хореографии". Одни выпускники этой возникшей в 1994 году средней общеобразовательной хореографической школы продолжают балетное образование или танцуют: в Москве, Петербурге, Таллине, Новосибирске, Перми, Красноярске, Улан-Удэ. Кто-то уже и сам преподает, и не только у нас в стране. В гостевой книге школы оставляли записи корифеи: Наталья Дудинская, Игорь Моисеев, Махмуд Эсамбаев, Леонид Якобсон.

Стучать всегда!

Но однажды появилась родительская жалоба. По российской традиции, отправили гневное письмо сразу в Москву, министру образования России В.М.Филиппову. Ну и копия - вице-губернатору Приморского края Е.Г. Краснову. Чего там только не было: "нарушения прав детей и жестокое обращение с ними со стороны директора", "нездоровая и конфликтная обстановка", "деспотизм и тирания"... Родителей-жалобщиков не устраивала ликвидация физкультуры, трудового обучения, обществоведения и введение "Божьего слова". Под подозрение были поставлены и финансовая деятельность попечительского совета, и "неправильное преподавание хореографии". Выяснилось, что завуч плохо планирует, а преподаватели "не находят общего языка с родителями". Все было немило обиженным родителям. Даже люстры, которые, оказалось, "дают недостаточную освещенность", даже лестницы, которые "доставляют детям неудобства при передвижении", и паласы, которые лежат в нарушение техники безопасности.

Но вся штука в том, что в школу Васютина никого палкой не загоняют. Можно вернуть детей в обычную школу, где нет вредных люстр, и отнимающей силы хореографии. Зато есть и труд, и физкультура, и обществоведение. Но почему тогда каждый год выстраиваются очереди у порога школы?

Однако сигнал поступил - комиссию создали, она отработала свое. Целый месяц занятые люди потратили на то, чтобы выяснить, что в школе в целом созданы хорошие условия, есть медицинский контроль за здоровьем детей. Что классы хореографии имеют типовое оборудование. Что питание учащихся вполне нормальное. Было проведено психологическое исследование и педагогического, и ученического коллективов, выяснен уровень школьной тревожности - результаты по большом счету позитивные! Была, правда, еще часть справки, которая начиналась словами "Вместе с тем...". Там были замечания, касающиеся учебных планов, сбора средств в школьный фонд. Похожие выводы можно "накопать" почти в каждой школе.

Но вывод краевого образовательного начальства был неожиданно оглушительным. Балетмейстеру Васютину объявлен строгий выговор. А следующий выговор грозит ему уже увольнением "за несоответствие занимаемой должности".

Немного ясности

Но многие даже мелкие замечания были весьма искусственными. Скажем, преподаватели, которых упрекают в отрыве от образовательного прогресса, обучались в институте повышения квалификации! Да так хорошо, что руководство ИПК даже выразило администрации школы благодарность.

Теперь о страшном методическом и "идеологическом" преступлении. Развернутое название предмета, который и ученики, и педагоги между собой называют "Божье слово", звучит так: "Религиозная культура и ее роль в развитии мировой культуры". Такой предмет в этой школе куда нужнее труда и физкультуры, которых тут и так хватает. К тому же предмет ввели именно по просьбе родителей три года назад.

Что же касается финансовых вопросов, то кое-что проясняет краткая справочка бухгалтера школы. "Дана Васютину В.Ф. в том, что он согласно тарификационной ведомости имеет педагогическую нагрузку 48 часов в неделю. Фактически разрешено к оплате 9 часов. Оплата за переработанные 39 часов не производится. Не оплачена постановка 24 хореографических номеров".

Да, было дело, по решению попечительского совета деньги в школьный фонд с родителей собирали. Потому что больше их взять негде. Нужно настроить пианино, купить медикаменты, салфетки, туалетную бумагу. Это жизнь такая!

А однажды бывший мэр Владивостока Виктор Черепков выделил школе только на костюмы - ставилась "Шопениана" - по-нынешнему 50 тысяч рублей. Как человек честный и благодарный, Васютин занес имя мецената-мэра в альбом истории школы. И сразу попал в сторонники опального экс-мэра. Стоило Васютину сказать, что будет обращаться к полпреду Дальневосточного федерального округа Константину Пуликовскому и ныне депутату Госдумы от Владивостока Виктору Черепкову, как ему дали понять, что он подписал себе смертный приговор. Вот такая история с танцами.

Под титулом "Общеобразовательная хореографическая школа" на самом деле как бы две школы сразу. Первая из них, обычная, занимается по программе Министерства образования, а вторая, хореографическая, - по программе Министерства культуры и имеет особый устав. Но это лишь формальная сторона. Владивостокская школа прежде всего авторская, не будь Васютина в природе, она бы никогда не возникла. И потянуть ее далеко не каждому под силу. А Васютину - шестьдесят с гаком. Исчезнет с дальневосточного горизонта Васютин - без сомнения, этот маленький храм культуры перейдет в ведение каких-нибудь коммерческих структур, но уже по другому назначению - здание отремонтировано и место хорошее. Нет сомнения, что не только лично педагог-балетмейстер Васютин, но и сам Дальний Восток имеют права на сохранение хотя бы крохотного культурного оазиса. Пока тут не до театра оперы и балета...

"Неучтенные" школы

О нашей системе образования можно слагать легенды, о ней можно спорить. Особенно о том, остается ли она по-прежнему лучшей в мире. Сегодня, если хорошо поискать, в России можно найти место, где ребенка научат всему, что только пожелает самый требовательный родитель. Чадо будет петь, рисовать, танцевать, болтать на нескольких иностранных языках. И все это - в добавление к обычным школьным предметам. Таких учебных заведений за последние годы появилось множество. Сведения о них есть в различных справочниках, однако, как выяснилось, никакой общефедеральной статистики по этому вопросу нет.

В Интернете, например, можно узнать, что к 1998 году в России было 22 хореографические школы, в которых учились более четырех тысяч человек. А вот сколько в стране школ "с эстетической компонентой", специализированных, "с углубленным изучением" или им подобных (называются они по-разному), возможно, кто-нибудь и знает, но нам найти такого человека не удалось.

Московский комитет образования, естественно, компетентен в рамках столицы, а вот что делается на "бескрайних просторах нашей родины", ни Министерство образования, ни Минкультуры не знают. Роль этих ведомств в постперестроечное время свелась к тому, что они стали отвечать лишь за обязательную программу, так называемую федеральную компоненту. Остальные, дополнительные предметы - это уже региональная компонента, и потому регулируется местным законодательством. Захотели в региональном управлении образования - ввели историю родного края, а захотели - экономику, экологию или историю религии. Кому-то пришло в голову преподавать детям музыку или хореографию - замечательно. Так и возникали заведения, подобные школе Васютина во Владивостоке.

А статус "общеобразовательная хореографическая" и ему подобные просто не были учтены разработчиками федерального Закона об образовании. Как объяснили нам в Министерстве образования, по типовому положению школа может быть или общеобразовательной, или хореографической. То есть либо в обычной школе углубленно изучаются музыка, хореография, либо наоборот: хореография - во главе угла плюс все остальные предметы - на должном уровне. Формулировки "средняя общеобразовательная хореографическая школа" быть не может.

Но школа-то есть! И называется именно так, как не предусмотрено никакими типовыми положениями. И дети там изучают и общеобразовательные предметы, и историко-бытовой и народно-характерный танец, французский язык, этикет, музыку. Исполняют "Шопениану" и первый акт "Спящей красавицы", поступают в ведущие хореографические училища страны. И аттестат получают государственный.

Есть и другие "неучтенные" школы, о многих из которых в министерствах и узнают-то случайно. Так что все они обделены вниманием вышестоящих органов, а потому и проблемы у них во многом похожи. Если учредителем школы является районное (краевое) управление образования (культуры), то они и будут решать все возникающие вопросы. И подаваемые жалобы будут рассматриваться на местах, как сказали нам в управлении инспектирования Минобразования.

Можно предположить, что ситуация, которая сложилась во Владивостоке, не уникальна. Хотя, видимо, этот конфликт во многом замешен на личных отношениях директора школы с родителями, руководством края.

Тем не менее получается, что основным документом, по которому действует школа, является устав, который регистрируют в местных органах образования. Прописали, скажем, что возможны прием на конкурсной основе или отчисления по причине профессиональной непригодности, так и будет. Все законно.

Мы не ставили задачи выяснить, кто прав в конфликте во Владивостоке, а кто виноват. Но попытались выяснить, какое ведомство может принимать решения по этому поводу.

В Министерстве культуры, которое, собственно, занимается хореографическими, музыкальными и художественными школами, объяснили, что о владивостокской хореографической никогда не слышали. Значит, эта школа не входит в число федеральных, более того, она не получала лицензии на деятельность в специальном учебно-методическом объединении Минкультуры.

Вот что говорит Елена Коптелова, ведущий специалист отдела образования Департамента науки, образования и развития социально-культурной инфраструктуры Министерства культуры:

- Значит, их лицензировали без участия профессионалов в области культуры, то есть в органах образования. С тех пор как право лицензирования учебных заведений с культурным профилем было отдано Министерству образования, таких "странных" школ появилось невероятное количество - мы не можем за всем уследить. Например, недавно совершенно случайно мы узнали, что в Вологде успешно работают пять хореографических школ классического направления. Учредителями таких учебных заведений, как правило, являются местные органы культуры или образования, но могут быть и различные крупные культурные образования, как, например, театральное объединение "Премьера" в Красноярске. Получается, что эти школы не участвуют в фестивалях и конкурсах, которые мы проводим, и мы ничего о них не знаем. Конечно, лицензию им проще получить в Минобразования. Дело в том, что мы при выдаче лицензии учитываем четыре момента. Во-первых, наличие материальной базы. Затем, конечно, профессиональные кадры, оснащенность школы специальной литературой. И, последнее, наличие в городе какого-либо профессионального коллектива, ансамбля, театра.

А вот театра оперы и балета как раз во Владивостоке и нет. Никогда не было.

Странно, но в Минобразования про васютинскую школу также не слышали. Обращайтесь в край, говорят.

"Ситуация действительно очень непростая, - говорит главный специалист Управления народного образования Приморского края Валентина Горюнова. - Что касается материальной базы, условий, в которых учатся дети, они выше всяких похвал. И педагоги - молодые и талантливые люди.

Да и сам директор - человек неординарный, одаренный, трудолюбивый. Но почему-то порождает вокруг себя массу неприятностей. Может быть, ему не хватает чувства такта, терпения в отношениях и с детьми, и с родителями. Жалобы до нас доходили не раз. Мы разбирались, работали с родителями, но конфликты продолжались.

В последний раз мы проверяли школу в ноябре, специально приглашали юристов, представителей правозащитных организаций, чтобы не было потом претензий. Сделали замечания по учебному процессу, выяснили, что некоторые приказы об отчислении детей были отданы неправомерно, что в учебном плане уже после согласования с нами появился предмет "Божье слово", - а ведь в школе учатся и мусульмане.

К тому же мы не смогли посмотреть хореографию - я не специалист в этом вопросе, таких людей у нас в крае мало, и почти все они разругались с Васютиным. Поэтому мы посчитали нетактичным пригласить их. Мы решили объявить директору строгий выговор, но приказ об этом подготовили с опозданием - были в командировках, поэтому по формальному признаку вынуждены были выговор отменить".

В самой школе нам сообщили, что комиссия до сих пор что-то проверяет, но уже понятно: по большому счету наказывать школу не за что. Завуч рассказала, что буквально на днях они собирали по всему городу подписи и наконец направили Президенту Путину письмо с просьбой открыть во Владивостоке театр оперы и балета.

Так и живут: без света и тепла, без компьютеров и факсов, зато продолжают танцевать.

Также в рубрике:

ОБРАЗОВАНИЕ

  • Фуэте в осаде
    Уникальная хореографическая школа во Владивостоке - под угрозой закрытия

СОТРУДНИЧЕСТВО

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;