Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 22 (7279) 14-20 июня 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Ситуация

Национальным культурам есть чем поделиться друг с другом

Дни Российской Федерации в Казахстане

СОТРУДНИЧЕСТВО

Марина ИВАНОВА
Фото ИТАР - ТАСС
Алма-Ата - Москва


Алма-Ата. Академический театр оперы и балета имени Абая

Дни культуры - масштабный проект, созданный еще в советские времена, мероприятие прежде всего парадное. Не только потому, что участие в них принимает официальная делегация со всеми атрибутами государственного визита: торжественные встречи и проводы, речи, уверения и заверения. Предполагается, что за эти дни будут продемонстрированы яркие достижения отечественной культуры, которую на этот раз представляли легендарный ансамбль Игоря Моисеева, Академический камерный оркестр "Musica viva" под руководством Александра Рудина, скрипач Максим Федотов и дирижер Дмитрий Хохлов, трио "Реликт" и квартет "Московская балалайка", творческие коллективы из Оренбургской, Омской, Астраханской областей, выставка "Русская коллекция" из фондов Государственного музея керамики и "Усадьбы Кусково XVIII века", кинонеделя, - всего 132 деятеля культуры. На таком торжественном фоне не очень принято обсуждать проблемы и трудности все еще переходного периода. Хотя ни первый заместитель министра культуры РФ Денис Молчанов, ни министр культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан Мухтар Кул-Мухаммед на встрече с журналистами их особо не скрывали. Тем более что проблемы в основном известны и в принципе одинаковы: недостаточное бюджетное финансирование.

Сегодня в Казахстане выделяется на культуру незначительный процент госбюджета, но все-таки больше, чем в предыдущие годы. Не лучшие времена переживают творческие союзы - порой из-за долгов по арендной плате и коммунальным услугам их деятельность просто приостанавливается. Однако созданный Указом президента Казахстана государственный Фонд поддержки культуры и искусства (с отдельной строкой в бюджете) имеет право и возможность оказывать им адресную помощь, в том числе и с погашением долгов, и с финансированием мероприятий. Кстати, в Казахстане, как и в России, готов к рассмотрению законопроект о творческих союзах, где им предусмотрены некоторые льготы. Правда, "льготы" как понятие и как явление не приветствуются новой генерацией экономистов, которых на всем пространстве СНГ называют "гарвардскими" отчасти по месту обучения, отчасти по жесткости стратегии. Так что в каком виде будет принят закон, никто не берется прогнозировать. Свою лепту в поддержку культуры вносят меценаты - причем, если исходить из того, что налоговых льгот за благотворительную деятельность в законодательстве республики не предусмотрено, делают они это не корысти ради, а по велению души либо в рекламных целях. Впрочем, ощущения "культурной стагнации" нет. Напротив, открываются новые театры в Петропавловске, Кустанае, Уральске, филармонические коллективы. В "нефтяных" областях с нетерпением ожидают квалифицированных специалистов и готовы немедленно предоставлять им квартиры. Речь идет даже о создании нового симфонического оркестра. Есть значительные и масштабные планы у республиканского министерства, например, издательство, которое занималось бы переводом мировых шедевров.

Дни культуры - мероприятие, безусловно, идеологическое. Идеология тут простая и ясная. Большинство населения еще помнит времена, когда и казахская, и русская культура существовали как советское целое. Культурные связи создаются десятилетиями и веками, но и не рвутся в одночасье. Поэтому, несмотря на очевидные геополитические обстоятельства, единое, или точнее, общее культурное пространство наших стран - это не пропагандистский миф, а реальность. Вернее, пока еще реальность, не в последнюю очередь основанная на том, что сегодня культурную ситуацию в республике определяют люди, многие из которых учились в российских вузах, участвовали с российскими коллегами в совместных проектах, печатались в одних журналах, переводили друг друга, наконец, лично дружили и ездили друг к другу в гости. В России знают и любят Олжаса Сулейменова, в Алма-Ате - авторитетный научный центр назван именем Льва Гумилева. В масштабный и амбициозный исторический кинопроект приглашен московский сценарист Рустам Ибрагимбеков. В Казахской государственной академии искусств имени Т.Жургенова, где на шести факультетах обучаются 1100 студентов по 12 творческим специальностям, около пятидесяти преподавателей получили образование в престижных московских и санкт-петербургских учебных заведениях и, естественно, восприняли и традиции русской художественной школы, и уважение к российскому искусству, и симпатии к западному соседу. Однако поколения меняются... И если предыдущее выбирало преимущественно между Москвой и Санкт-Петербургом, то у нынешнего возможностей неизмеримо больше. Существует и государственная программа поддержки одаренной молодежи: около 150 студентов после окончания третьего курса могут продолжить обучение в других странах. Так что российская высшая школа существует в республике в напряженном конкурентном поле. Однако на ее стороне традиция. Правда, традиции нужно поддерживать, в том числе материально. На встрече с творческой интеллигенцией, которая прошла в академии, много говорили о необходимости стажировок дирижеров, балетмейстеров, театральных режиссеров в российских вузах и известных коллективах. Говорили и о том, что для этого нужно совместными усилиями создавать эффективный и взаимовыгодный механизм.

- К сожалению, Россия не может сегодня взять на себя все программы по финансированию иностранных студентов, но мы готовы к обсуждению этого вопроса, если такие предложения последуют, - говорит Денис Молчанов. - Например, в рамках Дней культуры Азербайджана в Москве мы по просьбе министра культуры республики встречались с ректором Санкт-Петербургской консерватории и договорились о сотрудничестве.

Впрочем, образование не единственная проблема. По-прежнему неважно обстоят дела с обменом информацией: мы очень мало знаем друг о друге. В репертуаре Русского драматического театра в Алма-Ате современная российская драматургия представлена пьесой Надежды Птушкиной. Нет интереса к современной российской драматургии? Есть, говорят руководители театра, но технологически очень сложно следить за этим процессом и еще более сложно договариваться. Кстати, в Посольстве РФ в Казахстане нет атташе по культуре, что отнюдь не способствует выстраиванию информационных потоков. "А во французском посольстве такой энергичный атташе..." - с легкой грустью сказали мне.

Так что Дни культуры - мероприятие не только ностальгическое, но и вполне прагматическое, позволяющее обсудить множество проблем.

И конечно, Дни культуры - это праздник, которым всегда является встреча с подлинным искусством. Дни культуры открывал концерт Государственного ансамбля танца Игоря Моисеева. Это был абсолютно безупречный выбор для презентации российского искусства - высочайший профессионализм, соединение классических и народных традиций, наконец, уважение к культуре других народов обеспечили ему феерический успех. Дворец Республики, где проходило торжественное открытие, вне всякого сомнения, вспомнил времена, когда "аплодисменты постоянно переходили в овации". Впрочем, в зале было очень много молодых людей, для которых это выражение уже не содержит никакого подтекста.

Дни культуры РФ открывались в Алма-Ате, закрытие их происходило в столице республики Астане. Крупные города - Усть-Каменогорск, Караганда, Семипалатинск, Петропавловск, Уральск и другие - тоже получили возможность познакомиться с нашим искусством. И все-таки в том, что первой принимала гостей из России именно Алма-Ата, есть особый смысл. Этот город, безусловно, вошел в историю российской культуры вообще и российского кинематографа в частности как весьма яркая и значительная глава: около 30 фильмов, снятых в Алма-Ате в годы войны, уже признано классикой мирового кино. И здесь вам непременно покажут и мемориальные доски на бывшем кинопавильоне, и дом, где жили выдающиеся художники.

...Алма-Ата хочет дружить с Санкт-Петербургом. Южная столица Казахстана - с северной столицей России. И та, и другая имеют высокий и почти народный статус культурной столицы в своей стране: им есть чем поделиться друг с другом.

Также в рубрике:

ОБРАЗОВАНИЕ

  • Фуэте в осаде
    Уникальная хореографическая школа во Владивостоке - под угрозой закрытия

СОТРУДНИЧЕСТВО

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;