Форум | Партнеры | Архив

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

Газета "Культура"

последнее изменение 07.11.2007

Еженедельная газета интеллигенции

№25 (7282) 5-11 июля 2001г.

Рубрики раздела

Архив

1997 год
№49№50№51
1998 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27
№28№29№30
№31№32№33
№34№35№36
№37№38№39
№40№41№42
№43№44№45
№46№47№48
№49    
1999 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27
№28№29№30
№31№32№33
№34№35№36
№37№38№39
№40№41№42
№43№44№45
№46№47№48
2000 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27
№28№29№30
№31№32№33
№34№35№36
№37№38№39
№40№41№42
№43№44№45
№46№47  
2001 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17-18№19
№20№21№22
№23№24№25
№26№27№28
№29№30№31
№32№33№34
№35№36№37
№38№39№40
№41№42№43
№44№45№46-47
№48№49-50  
2002 год
№1-2№3№4
№5№6№7
№8№9№10
№11№12№13
№14№15№16
№17№18-19№20-21
№22№23№24
№25№26№27
№28№29№30
№31-32№33№34
№35№36№37
№38№39№40
№41№42№43
№44№45№46
№47№48№49
№50№51№52
2003 год
№1-2№3№4
№5№6№7
№8№9№10
№11№12№13
№14№15№16
№17-18№19№20
№21№22№23
№24№25№26
№27№28№29
№30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39№40№41
№42№43№44
№45№46№47
№48№49№50
2004 год
№1-2№3№4
№5№6№7
№8№9№10
№11№12№13
№14№15№16
№17№18-19№20
№21№22№23
№24№25№26
№27№28№29
№30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39№40№41
№42№43№44
№45№46№47
№48№49№50
№51    
2005 год
№1 - 2№3№4
№5№6№7
№8№9№10
№11№12№13
№14№15№16
№17№18-19№20
№21№22№23
№24№25№26
№27№28№29
№30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39№40№41
№42№43№44
№45№46№47
№48№49№50
№51    
2006 год
№1-2№3№4
№5№6№7
№8№9№10
№11№12№13
№14№15№16
№17№18-19№20
№21№22№23
№24№25№26
№27№28№29
№30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39№40№41
№42№43№44-45
№46№47№48
№49№50№51
2007 год
№01№02№03
№04№05№06
№07№08-09№10
№11№12№13
№14№15№16
№17-18№19№20
№21№22№23
№24№25№26
№27№28№29
№30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39№40№41
№42№43  

Реклама

TopList
Rambler's Top100

Информация

Что мы знаем о Федоре Волкове?

КНИГИ

Гортензия ВЛАДИМИРОВА

"Положа руку на сердце мы должны откровенно сознаться, что ничего, ровнехонько ничего не знаем о Ф.Г.Волкове - "основатель русского театра" находится в том же историческом полумраке, в каком издревле покоится и основатель самого русского государства..." Это было написано Леонидом Андреевым ровно сто лет назад. Но, увы, лишь к 250-летию основания русского театра мы получили полное представление о его истинных создателях. В Ярославле вышла книга Маргариты Ваняшовой "Мельпомены Ярославские сыны" (издательство Александра Рутмана). Она - о Федоре Волкове, о "первом актере Российского придворного театра" Иване Дмитревском, о создателе театра в Калькутте Герасиме Лебедеве.

Досконально изучен огромный архив. Автор решительно и даже азартно рассеивает "исторический полумрак" рождения и становления русского театра. Она отыскала документы и свидетельства, порой невероятно редкие, и прежде всего на них выстроила свою книгу. Плюс влюбленность в театр. Плюс духовная сопричастность землякам. Плюс эмоциональное восприятие найденного документа, остроумное его исследование - все это сделало книгу увлекательной. Судьба героев М.Ваняшовой слита с историей. В ней - драматическое противоборство с правителями, противоречивость характеров, сила духа в борьбе с жизненными обстоятельствами. М.Ваняшова оживляет не только документы, но и самих героев, их мысли, чувства, их творческие искания. Чего стоят, например, страницы гражданской биографии Ф.Волкова как участника заговора против императора Петра III и возведения на престол Екатерины II. Что касается творчества, то тут автор выступает прежде всего как исследователь-театровед. Так, вспоминая о Федоре Волкове как замечательном художнике, она приходит к оригинальному выводу: созданный Волковым иконостас Николо-Надеинской церкви становится первым его спектаклем с объемными, почти живыми фигурами - действующими лицами, вырезанными из дерева. Или "Торжествующая Минерва" - первый массовый карнавал, поставленный Волковым в честь воцарения на престоле Екатерины II. Раскрыты все смысловые ходы, вся подноготная персонажей трехдневного праздника, его масок и аллегорий, как сказали бы мы нынче, "режиссерских ходов": от комедийного "Шествия дураков" до высокой трагедии других эпизодов. Любопытно, что автор находит в маскараде Волкова источники позднейшего русского авангарда, поставангарда, абсурда. И тут же горькая нота: маскарад стоил Волкову жизни, он умер через два месяца после премьеры этого грандиозного спектакля.

Очерки об Иване Афанасьевиче Дмитревском и Герасиме Лебедеве - это сведения, известные ранее лишь узкому кругу специалистов. Особенно любопытно, как рано началась и какой результативной оказалась их зарубежная слава, как они знакомили с русским театром Европу и Индию. Справедливо считает М.Ваняшова, что величие гражданских и театральных заслуг этих людей перед Россией в должной мере еще не осознано и пришло время достойно увековечить их память.

А так же в рубрике:

© 2001-2007. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только
с письменного согласия редактора портала.