Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 25 (7282) 5-11 июля 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Событие

Каким был рай 3000 лет назад

Выставка картин Николая Ротко

ВЕРНИСАЖ

Евграф КОНЧИН


"Караван". 1991 - 1992 гг.

В Московскую художественную орбиту, состоящую в основном из одних столичных имен, наконец-то ворвался свежий сибирский ветер. В залах Российской академии художеств на Пречистенке открылась выставка произведений художника из Новокузнецка Николая Ротко. Представлено около ста картин, исполненных за последние годы.

Николай Ротко родился в 1944 году в поселке Абагур Кемеровской области. В 1968 году окончил Иркутское художественное училище. Постоянно живет и работает в Новокузнецке. Николай Ротко - мощный, темпераментный живописец. Цветом он владеет свободно, уверенно, страстно. Он не просто хорошо чувствует цвет во всех его соотношениях, сопоставлениях, оттенках и нюансах - он им живет, мыслит, выражает окружающий его мир. Охват его живописного видения поистине неограничен. От реальных изображений, показывающих прекрасное освоение натуры, до совершенных абстракций, до стихийного буйства цветовых фантазий. И тогда не нужно пытаться найти в его картинах какой-то конкретный сюжет, смысловое его обозначение - невольно отдаешься энергии цветового воздействия кисти.

"Импровизация". 1996 - 1999 гг.

Определить тематику большинства его картин довольно сложно. Сам художник весьма условно разделил экспозицию на три взаимосвязанных и переходящих друг в друга направления. Это - "Реалии", которые имеют вполне зримые сюжеты вроде "В мастерской", "Рабочего мета", "Цыганской свадьбы", "Библиотеки", "Холмов" или "Красного дома"...

Затем - "Аллегории", опять-таки исходящие от реальных предметов и сцен, но несущие в себе главный внутренний текст - эмоциональный или философский.

Сюда же включен большой "музыкальный" цикл, многократно им варьируемый: "Музыка", "Музыканты на гастролях", "Блюз", "Импровизация", "Ре минор", "Каприччио"... Именно в этих произведениях наиболее явственно проявились такие характерные черты творчества Николая Ротко, как пластичность живописной формы, достигающая подчас большой монументальной выразительности, и ритм цветовых построений, когда, действительно, живопись становится мелодией, музыкальным строем.

Излюбленным сюжетом художника также является "Цветок-птица", который он часто повторяет. Возможно, в этом произведении слышится какой-то отзвук детских воспоминаний и настроений, когда он видел на сибирских лесных полянах таких же красочных и сказочных птиц. И эти впечатления как бы преломились во "взрослый" многозначный эстетический символ.

Наконец, самая афористичная часть экспозиции называется "Кристаллы". Это - "Рай. 3000 лет назад", "Ночное кольцо", "Ночь воспоминаний"... "Кристаллы" выразились прежде всего в богатой и броской декоративности живописи, когда краски, подобно изумрудам, жемчугу, голубоватым, зеленоватым, красно-коричневым или золотистым мерцаниям драгоценных камней, рассыпаны по многоцветному живописному ковру. Одна из картин так и называется "Глаз изумрудный", и некоторые полотна словно сотканы из множества таких "глаз".

Словом, Николая Ротко можно отнести к новым именам московской художественной жизни. Но написал я слово "новый" и засомневался... Ведь в наше время изобрести свой "велосипед" в изобразительном искусстве, не похожий ни на что прежнее, почти невозможно. Поэтому появление на выставочном горизонте нового, интересного дарования нужно сопровождать осторожной оговоркой "относительно нового". Но эта реплика нисколько не умаляет значения художника. Дело не в том, чье влияние он испытал, - это естественный процесс становления и развития вообще, а в плодотворности этого влияния, в способности переосмыслить его в собственном творчестве.

Так, Николай Ротко использует вертикальные дробные конструкции Павла Филонова, которым он, похоже, сильно увлекался. Можно провести в ряде картин аналогии и с формальными поисками Дмитрия Краснопевцева, но опять-таки в его "кувшины" Николай Ротко вливает свое "вино". Подчас вспоминается и Аристарх Лентулов с его ярмарочным цветовым раздольем и озорством красок. Но вновь в самостоятельном и современном прочтении Николая Ротко.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ОПЕРА

ВЕРНИСАЖ

ДЖАЗ

ХРОНИКА

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;