Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7134) 25 июня - 1 июля 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Музыка

Была жара, и Паганини капризничал

Скрипачи

Мариам ИГНАТЬЕВА


Может быть, потому, что участников конкурса пришлось слушать два раза в день, а теснота и духота в Малом зале консерватории не разряжались, в благодушном настроении на прослушиваниях я пребывала редко. Никак не оставляла мысль: нельзя допускать к участию всех, кто пожелает. Предварительный отбор необходим. Ведь это уму непостижимо: выходит на сцену конкурсант и демонстрирует уровень нерадивого ученика музыкальной школы - "распиливает" инструмент, терзая уши членов жюри и слушателей непереносимой фальшью. И почему бы, кстати, не прекращать эти адовы муки, вежливо останавливая горячий творческий порыв заведомо слабого претендента (непонятно, впрочем, на что).

Первый тур выявил три серьезные проблемы. Первая - неточность интонации. Большинство конкурсантов играли грязно. Совершенно непонятно, куда только смотрят педагоги! Создавалось нехорошее впечатление, что это просто мода нынче такая у конкурсантов - играть небрежно. "Либеральные" слушатели все списывали на погоду: жара, канифоль размягчается, течет, пальцы скользят - вот и искажения, неточность интонирования. Все верно. Однако одна и та же жара воздействует по-разному: слава Богу, есть такие конкурсанты, у которых и канифоль стойка, и пальцы точны.

Больше всего технических ошибок было сделано в Каприсах Паганини. Когда слушаешь, как их играют участники конкурса, в большинстве своем борющиеся с этой музыкой, а значит, не доставляющие никакого удовольствия ни жюри, ни публике, невольно задумываешься, нужны ли в программе первого тура целых два. И одного бы вполне хватило: ведь с первых же фраз, с первого виртуозного пассажа совершенно ясно, под силу пьеса исполнителю или нет.

Второй "грех" - постоянные ритмические сбои, совершенно не оправданные, произвольные темпы. Подчас искажаются характер произведения, его стилевые особенности. Моцарт приобретает черты романтиков, Бах перестает быть Бахом, Прокофьев - Прокофьевым, Чайковский становится "плаксивым".

Третья беда - отсутствие личного отношения к исполняемой музыке. Даже среди крепких, профессионально подготовленных участников этого конкурса по-настоящему ярких индивидуальностей очень мало.

25 конкурсантов из 56 благополучно миновали рифы первого тура и вышли на сцену Большого зала консерватории. Здесь, на этой укрупняющей достоинства и недостатки сцене, ученический уровень участников стал еще более заметным. Даже конкурсанты, обладающие лауреатскими званиями, особенно не блеснули. Взять, к примеру, Графа Муржу, лауреата Х Конкурса имени Чайковского (третья премия) и других известных конкурсов. Еще до начала состязания в кулуарах его рассматривали как одного из самых реальных претендентов на первое место. И действительно, профессионально этот закаленный боец очень силен. Однако страдает манерностью и чрезмерно любит внешние эффекты. Разумеется, на конкурсе приходится думать о том, как бы получше подать себя. Но когда эта забота становится главной...

К сожалению, тут Муржа был не одинок. Александр Тростянский на втором туре тоже исполнял "Кармен-фантазию" Бизе - Ваксмана, тоже с блеском и тоже несколько аффектированно. Но, ничего не могу сказать, публике такая манера исполнения по душе. Ко второму туру ее симпатии, естественно, вполне определились: помимо Муржи и Тростянского, это ученица Грача Ичун Пань (КНР) и скрипачки из США Нурит Пахт (ученица С.Кравченко) и Элизабет Зельцер (ученица бывшего нашего соотечественника Г.Жислина) - грамотные, профессионально крепкие молодые музыканты. Шумно встречали слушатели и представленного нами в прошлом номере Родиона Замуруева. Приятно было убедиться, что на втором туре исполнитель остался верен себе: думал о том, что играет, и за легким успехом не гнался. Недаром и выбрал труднейшую Первую сонату Шнитке.

Также в рубрике:

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;