Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 29 (7286) 2 - 8 августа 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Палитра

Химеры актуального искусства

Фестиваль в Санкт-Петербурге

Николай КОНОНИХИН
Санкт-Петербург


"Синтопическая паутина" И.Захарова-Росса

Фестиваль "Современное искусство в традиционном музее", организованный Институтом Про Арте при поддержке Фонда Форда, проводился второй раз. Его цель - "привлечение внимания посетителей к разнообразным музейным собраниям Санкт-Петербурга". Одиннадцать проектов современных художников из Петербурга, Москвы и Кельна разместились в 11 петербургских музеях (часто малоизвестных, а иногда и закрытых для широкой публики). Особой популярностью среди современных художников пользовались музеи-квартиры: в квартиру Павлова вселилась "Генетическая гимнастика-2" Аристарха Чернышова и Владислава Ефимова, на квартиру к Менделееву (Музей метрологии) напросился студент Про Арте Рустэм Галлямов (проект "Человекосети"), а к Александру Блоку пожаловал сам Дмитрий Пригов для "определения блоковского числа...". Тяжелый удар принял на себя Фонтанный дом Анны Ахматовой. Михаил Карасик и Петр Белый ввезли туда колоссальный "Дембельский альбом", в котором приняло участие в несколько раз больше художников, чем в самом фестивале. Наконец, совершенно неожиданным стал всплеск интереса к музеям железнодорожного транспорта: в Центральном (что на Литейном) Игорь Захаров-Росс сплел "Синтопическую паутину". Как и в прошлом году, для удобства передвижения горожан Про Арте арендовал десять маршрутных такси, которые по выходным дням бесплатно возили любителей современного искусства по трем маршрутам. Если вам удалось найти взаимопонимание с водителем, можно было побывать за один день (с 12 до 18 часов) чуть ли не во всех музеях.

"Приближение"

В Музее судебной медицины Академии им.Мечникова размещалась выставка "Приближение" Евгения Юфита и Владимира Кустова, посвященная 550-летию Леонардо да Винчи. Инсталляцию лидеров петербургского некрореализма составили живописные произведения Владимира Кустова и фотографии Евгения Юфита, посвященные практике отображения "наблюдаемой смерти". Причем инсталляция художников разместилась непосредственно в трех залах Музея судебной медицины, буквально нашпигованных муляжами изуродованных физиономий и банками с реальными мертвыми частями человеческого тела, испытавшими на себе насильственное воздействие различных орудий убийства. Так что петровская Кунсткамера здесь отдыхает... Художники строили свою инсталляцию таким образом, чтобы "реальная смерть" стала атмосферой, воздухом вокруг "наблюдаемой смерти". Однако явно недооценили (если только сознательно не спланировали!) силы воздействия этой окружающей "атмосферы". "Данная инсталляция, - считают они, - является идеальной моделью "тотального" приближения современного искусства к традиционному музею, художника - к ученому, "жизни" - к "смерти". Как бы то ни было, но по силе воздействия эта реальная "инсталляция" музея (в которой главным объектом, по мысли художников, становится сам зритель - потому что живой) более чем соизмерима, например, с распиленными вдоль коровой и теленком Демиена Хирста (инсталляция "Мать и дитя"). Но тогда художественная инсталляция самих художников становится излишней и выполняет лишь вполне формальную роль придания статуса художественного объекта месту, к искусству ранее никак не относимому.

"Мифологическая анатомия"

В Музее кафедры анатомии животных Академии ветеринарной медицины проходила выставка "Мифологическая анатомия" Марии Заборовской и Николая Барабанова. Художники облюбовали зал (он же учебный класс) со скелетами крупных животных. Среди огромных, выстроившихся по росту скелетов слона, бегемота, верблюда, лошади, коровы и т.д. они разместили вставленные в музейные билборды академические рисунки скелетов мифологических животных. Так, среди пожелтевших от времени реальных скелетов (чью реальность подтверждал более чем реальный запах) расположились рисованные скелеты кентавра и трехголового Цербера, химеры и одноглазого циклопа, сирены и парнокопытного фавна, Горгоны Медузы и других.

В основу "Мифологической анатомии" легли зарисовки, сделанные художниками в Музее кафедры анатомии животных при содействии и консультациях его сотрудников - специалистов в области анатомии животных. Результатом этих исследований стала графическая серия, которая представляет художественную версию возможного строения фантастических существ из древнегреческих мифов. Рисунки скелетов выполнены в классической традиции листов анатомических атласов, характерных для художников эпохи Возрождения и эпохи Просвещения. Такая стилизация под классическое искусство выбрана не случайно - проект "Мифологическая анатомия", по замыслу авторов, является своеобразной реакцией на сложившуюся ситуацию в петербургском современном искусстве, когда многие художники подчеркивают свою преемственность классическому наследию.

Витрины с рисунками "скелетов" явили пример стопроцентного "влипания" "современного искусства" в среду традиционного музея. Эта неразличимость "современного искусства" в традиционном музее, как следует из первых откликов в прессе на фестиваль вообще и проект Марии Заборовской и Николая Барабанова в частности, часто отмечается арт-критиками в негативном аспекте. Однако есть в этой неразличимости, в этом "влипании" и очень важный аспект: в поисках пути к зрителю современное искусство ныне мимикрирует (маскируется) под традиционное искусство. Выдав себя за нечто понятное и почти знакомое, современное искусство получает шанс быть замеченным неискушенным в contemporary art зрителем. Мимикрия, таким образом, становится одной из главных стратегий репрезентации современного искусства в обществе.

"Генетическая гимнастика"

В Музее-квартире академика И.П.Павлова московские художники Владислав Ефимов и Аристарх Чернышев разместили проект "Генетическая гимнастика-2". В жилые комнаты великого физиолога художники внедрили мультимедиа-компьютеры и цифровые постеры с генетическими упражнениями-фантазиями на тему того, какие новые виды декоративных домашних животных и растений могут возникнуть в результате генетических экспериментов ученых. "Ведь множество вещей, которые открыли ученые, - считают художники, - практически неприменимы и могут смело рассматриваться в качестве произведений искусства..." Все эти цифровые постеры и даже компьютеры с вращающимися на экранах монструозными "тушками" весьма деликатно вписались в интерьер квартиры ученого-физиолога, при этом никак не растворившись в нем, и явили пример стопроцентного попадания в заявленную фестивалем тему.

"Ленинградки. Проекция 2000"

В Памятном зале монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы Сергей Чернов представил проект "Ленинградки. Проекция 2000". В подземном зале Музея-монумента защитникам блокадного Ленинграда художник разместил две коллекции женской одежды: историческую коллекцию одежды ленинградок довоенных и военных лет (предоставленную Музеем истории С.-Петербурга) и современную коллекцию женской одежды, созданную автором по мотивам женского костюма конца 1930 - 1940-х годов. "Посредством этой выставки, - говорится в буклете, - автор пытается нетрадиционным образом раскрыть тему стойкости и мужества наших соотечественниц в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда". Думаю, ту же цель преследовали и безвестные создатели мемориальной экспозиции Памятного зала (разве что не отягощая себя задачей сделать это непременно нетрадиционным образом, хотя любая экспозиция всегда по-своему нетрадиционна). Пробитые каски, искореженный металл бомб и фугасов, рассыпанные гильзы снарядов и мин, залитые кровью партбилеты и пожелтевшие листы с неровными строчками фронтовых и блокадных писем, размещенные в монументальных витринах-надгробиях в полутемном зале-мавзолее, - все это производит гораздо более сильное впечатление, чем неприметные два ряда женских платьев и военных униформ в противоположных концах огромного зала.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;