Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7289) 23-29 августа 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Событие

Выставки-пропажи

Из российских музеев крадут картины

КРИМИНАЛ

Надежда НАЗАРЕВСКАЯ


О.Розанова. "Цветная композиция"

В июле нынешнего года случились три значительные кражи из российских музеев. Два холста А.И.Куинджи из Челябинской картинной галереи похитили легко и просто. Зал, где они экспонировались, располагается на первом этаже, и окна даже не были зарешечены. Воры просто выдавили стекла, спрыгнули с подоконника, срезали с веревок нужные им картины и покинули музей, никого не потревожив. Сигнализация не сработала. Во многих областных музеях она была установлена в 1970-х годах и на сегодняшний день практически не функционирует.

Так же тихо и спокойно исчезло произведение "амазонки авангарда" Ольги Розановой из Костромского музея. В четырехстраничной докладной записке в Министерство культуры РФ директор музея подробно описывает эту кражу. Кража произошла 27 июля между 16 часами и 16 часами 20 минутами. В это время музейных сотрудников в зале не было, все ушли на открытие выставки в соседнее помещение. В зале оставалась лишь смотрительница. Директор пишет, что незадолго до кражи - около 16 часов, среди посетителей заметили двух мужчин - молодого и пожилого, внимательно осматривающих картины. Они вышли. В руках у них ничего не было. Пропажа была обнаружена странным образом. Ближе к закрытию к смотрительнице подошел рабочий с картиной и обратился к ней: "Это как будто наша картина. Я ее нашел под окнами в траве". Этой картинкой оказалось произведение Ольги Розановой "Синее на жести" (51х35,5). Кинулись в зал № 7. Там зияли два пустых места с перерезанными веревочками. Другой пропажей оказалась тоже картина Розановой - "Цветная композиция" (40х23), 1915 г. "Синее на жести", слегка почистив от грязи, водворили на место и вызвали милицию для составления акта о пропаже.

Украденная "Цветная композиция" принадлежала небольшому музею в Тотьме и экспонировалась на выставке "Путь на Запад? Путь к себе?", представляющей творчество художников объединения начала XX века "Бубновый валет". Так же, как и "Синее на жести" из Ярославля, полотно никогда не выставлялось.

Выставка "Путь на Запад?" готовилась долго. Инициатором выступил Ярославский художественный музей, разработавший концепцию проекта. Ярославцы обратились к своим коллегам из музеев Северо-Запада России, затем к проекту подключились музейщики Рязани и Тулы. Подготовка шла тщательная, в запасниках отдаленных, небольших музеев находились совершенно неизвестные вещи столпов авангарда. Идеей проекта было введение в научный, музейный оборот практически неизвестных произведений и имен художников, - 1910 - 1930-х годов.

Почему многие картины русского авангарда оказались в провинции? В 1920-е годы они "ссылались" в музейные медвежьи углы (Вологду, Тотьму, Череповец, Вятку) без права участия в каких-либо выставках. Авангардный "формализм" был чужд советской идеологии. Квалифицированных знатоков этого искусства не было.

К апрелю выставка была собрана. Из двенадцати музеев поступила живопись известных и малоизвестных бубнововалетовцев. Во второй половине апреля экспозиция была открыта в Ярославле, на ней было представлено около ста холстов и графических листов. Для многих картин это был первый "выход" в свет из запасников. Некоторые произведения, пролежав в хранилищах более 80 лет, даже не прошли обязательного этапа фотофиксации. Ярославский музей, получив произведения для выставки, сделал качественные репродукции и подготовил материал для каталога. Но денег для издания, как всегда, не оказалось. Затем выставка поехала по музеям, предоставившим свои произведения. Однако состав ее уже уменьшился. Некоторые вещи ярославцы побоялись "отпустить из дома". Как оказалось, не напрасно.

Кража картин из Костромы была, безусловно, заказом профессионалов. Не введенную в профессиональный контекст вещь легче сбыть, а музейный ярлык на обороте холстика подтверждает его безусловную подлинность. К тому же в музейном выставочном маршруте точно было найдено слабое звено.

Музейные залы, где проходила выставка, представляют собой сквозную анфиладу. Смотрительница - недавняя школьница - сидела в первом зале и при всем желании не могла видеть, что происходило в других.

Говорят, что есть еще одна версия этой кражи, не вполне совпадающая с докладной директора. Сразу же после похищения никаких розыскных действий предпринято не было. Была пятница, делать уже ничего не хотелось, авось после выходных все и образуется. В начале новой недели директор все же решилась позвонить в Ярославль и поинтересовалась, сколько может стоить эта злосчастная "Цветная композиция". Встревоженные ярославцы вскоре приехали и забрали свое чудом уцелевшее "Синее на зеленом". По предварительной оценке, похищенная "Цветная композиция" стоила бы на рынке 50 тысяч долларов. При занесении этой работы Розановой в Реестр похищенных ценностей ее стоимость возросла вдвое - 100 тысяч долларов.

Кто виноват? Конкретно сказать нельзя. Существующая в России музейная система хранения и экспонирования попросту провоцирует на кражи. Сигнализация технически устарела, в провинциальных музеях не везде существуют посты милицейской охраны, нет современной оценки национальных культурных ценностей, и, главное, материальную ответственность несет лишь низовое звено - смотрители и хранители, а администрация материально не отвечает за кражи и утраты. Ни один директор из потерпевших музеев не заплатил ни копейки и не был наказан административно. Им лишь попеняли на халатность.

Другое порочное звено в музейной цепи - унизительно низкая оплата труда: 500 - 800 рублей получают сотрудники с высшим, а то и с двумя высшими образованиями, да и эти деньги им дают нерегулярно. Все держится на энтузиазме. Но в последнее время ветераны уходят, а молодежь не хочет работать за такие деньги. Не хотят работать за гроши и бабушки-смотрительницы. Экономия государственных средств на пенсиях работающих пенсионеров вывела их из музейных стен. В большинстве своем это были образованные и, главное, - преданные работе пожилые женщины.

Последние кражи могут положить начало печальной традиции вымывания авангарда из музейных коллекций. Подобное происходит с русской иконой и ее экспортом на Запад. Музеи Европы и Америки зарабатывают на своих фондах. Наш Центробанк почти еженедельно рапортует о накоплении золотовалютных резервов. А музейные коллекции в России как будто ничего не стоят. Что имеем не храним, но бюджет не плачет.

Также в рубрике:

ТЕАТР

МУЗЫКА

КРИМИНАЛ

ЮБИЛЕЙ

ШАНТАЖ

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;