Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7289) 23-29 августа 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Выставки

Хорошая живопись не боится белых стен

Музыкальная палитра Марины Тукачевой

Ольга КРАВЧЕНКО


М.Тукачева. "Рыбак". 1990 г.

Недавно на Кузнецком мосту прошла посмертная выставка Марины Тукачевой. Она стала событием в московской художественной жизни. На вернисаже присутствовали многие известные художники, учителя Марины, искусствоведы.

Известный художник Илларион Голицын отметил, что Марина унаследовала выразительный рисунок своего деда, С.С.Боима, мужественность живописи отца, Л.Тукачева, и женственность акварелей матери, Р.Боим. И все же стала совершенно самобытным живописцем.

По выражению искусствоведа Ю.Герчука, выставка поразила всех "чувством колористической гармонии". "Хорошая живопись не боится белых стен", - сказал на вернисаже академик Э.Браговский.

Впервые Марина выставилась еще студенткой института, она постоянно участвовала на всесоюзных, всероссийских и групповых выставках.

Девятнадцати лет она пишет картину "Художники в Тарусе", близкую к композициям В.Попкова и Н.Андронова. Синевато-серая гамма этой и других работ отнюдь не бесцветна, в ее "крутом замесе" участвуют почти все цвета спектра.

Под несомненным влиянием "Окон" Матисса, несколькими годами позже Марина отходит от прежней "пасмурной" гаммы. Она пишет известный "Московский пейзаж" - свое окно. С высоты птичьего полета видны оранжевые, малиновые дома, зеленый купол цирка, желтоватый "Форум". К ярко-синему небу вздымается полукольцо Садовой, по которому движутся пестрые пятнышки машин.

Поздние натюрморты Марины удивляют. Вещная часть холста занимает малую долю его площади, но если на минуту вообразить себе эти натюрморты, написанные по обычным канонам, лишив их широкого фона, то они сразу "задохнутся", потеряют воздух, который умела написать Марина.

Постепенно из холстов Марины уходит чистая изобразительность. Они становятся совсем загадочными, нельзя точно обозначить их жанр.

В 1987 году Марина создает картину "Упавшая лошадь". Силуэт лошади диагональю пересекает холст. Широкие, размашистые мазки обозначают голову, шею и круп раненого животного. Картина - крик о помощи.

Большое полотно "Молитва" можно назвать "симфонией в басовом ключе". Живопись картины очень темная. Сочетание темно-серых, синих и оливковых тонов создает молитвенное пространство, в котором почти растворяются светлые пятна разной формы - лица молящихся, их руки, удерживающие свечи.

К этому периоду относится еще целый ряд темных по колориту картин: "Скачки", "Сидящий" и др.

С 1989 года работы М.Тукачевой экспонируются в Германии, Италии, Испании, Швейцарии, Японии, Польше и в Израиле, а также на групповых выставках в Англии, Австрии и Болгарии.

В 1988 году Марина пишет несколько больших полотен, которые можно отнести к экспрессионистическому направлению. Фигуры людей обобщены до самой первой стадии скульптуры - обрубовки. Некоторые из этих картин, очень красивых по цвету, закуплены иностранными галереями. Многие из них остались в отечественных государственных собраниях.

В 1989 году художница пишет свою лучшую картину "Сон I". Композиция картины экспрессивна: она создается диагональю лежащей женской фигуры, в которой узнается сама Марина. Колорит картины ограничен тремя тонами: серым, охристым и белым.

Последний период творчества Марины - сияние света. Если картина "Молитва" была "симфонией в басовых тонах", то поздние работы Марины - это колоратурное сопрано живописи. В тончайших нюансах желто-охристого тона она пишет пейзаж "Наш дом", а также симфонию в белых тонах - "Улица в Гурзуфе". Один из последних натюрмортов так и называется - "Белое".

Ни светлый, ни темный колорит полностью не повторяются ни в одной картине Марины. Предельный художественный максимализм диктовал Марине каждый раз заново искать уникальное цветовое решение.

Так же индивидуально понимала Марина свет и пространство. По словам художника В. Кулакова, Марина "с самого начала приняла жесткие условия профессии". Она проделала необычный путь. "От искушенности - к чистоте" - назвал его живописец А.Мочальский.

Художественная зрелость пришла к Марине рано и не стала зрелостью головного, рационального начала, она - от других, глубоких внутренних ощущений. Ее исключительную духовную честность академик П.Никонов назвал подвигом.

Художники старшего поколения признали творчество Марины Тукачевой. "Марина учит, как надо писать", - считает Илларион Голицын.

Также в рубрике:

ВЫСТАВКИ

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;