Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7289) 23-29 августа 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Выставки

Пейзаж-коллаж

Николай Касаткин в галерее "RusArta"

Сергей ПОПОВ


Пейзаж Н.Касаткина

Критик Николай Пунин, стоявший в начале ХХ века у водораздела традиционного и авангардного искусства, писал: "Может статься, что все многообразие явлений в искусстве сведется в конце концов к одной проблеме: к проблеме живописного выражения нового чувства пространства". "Век нынешний и век минувший" - два века художественного осмысления чувства русского пространства, возможно, самого таинственного из всех. Два века традиции русского пейзажа, да и не только русского, унаследованы художником Николаем Касаткиным. В работах Касаткина несомненны следы воздействия пространственных концепций Венецианова, Сороки, Александра Иванова, передвижников, а также Малевича, Шагала, Фалька. Очевидны связь, общность поисков с современниками: Булатовым, Васильевым, Гросицким, Кабаковым, Чуйковым, Шаблавиным. В них звучат и "голоса", мотивы из Сезанна, Ван Гога, Моне... Но эта коллажность - все-таки фон для главного голоса, авторского. Галерея "RusArta" взяла на себя смелость представить зрителю камерную ретроспективу мастера. Ведь московским зрителям 90-х Касаткин хорошо известен серией высоко оцененных художественной критикой выставочных проектов, каждый из которых очерчивал, особо выделял одну из граней его "картины мира". То иллюзорность, то светоносность, то обратимость пространства и времени. Инструментарий - Левитана и Куинджи. Осмысление - современного радикала, постконцептуалиста.

Восхищает предельная открытость творца своему зрителю, приглашение не только на эмоциональное сопереживание картине, но и в какой-то степени на сотворчество. Ведь, работая над произведением, Николай Касаткин учитывает опыт создания традиционной для передачи русского пейзажа "картины в раме", пусть даже и "авангардной", порожденной ХХ веком, например, экспрессивной или примитивистской. Художник идет дальше: он необозримо расширяет круг возможностей, создавая тип картины как пространственного объекта, картины как прочного мостика зрителю в реальный пейзаж, при помощи множества разнообразных приемов и решений максимально сокращая мыслимую дистанцию между натурным мотивом, природой и наблюдателем картины.

Каждая его работа - зримое, очевидное приглашение "войти" в пейзаж, "осмотреться в нем", прочувствовать возможность дышать в нем полной грудью, не ощущая сквозняков и выхлопов - и образно, и буквально. Дышать пространством. Касаткин может даже незаметно "спрятать" в композиции хрестоматийные пейзажи Шишкина или Федора Васильева. Потому любимый мотив Касаткина (вид в окрестностях деревни посреди Смоленской области) воспринимается своего рода символом русского пространства вообще и одновременно экспериментальным полем для новейшего искусства. Это и есть осевой центр, средоточие всех энергетических, силовых, духовных полей авторского Я. Это - единство среди множественности всех возможных к изображению мотивов отечественной природы, результат постоянного слияния идеального и реального. Изображение именно такого пейзажа предполагает сколь угодно продлевать мотив, будто кружа внутри него, обретая его полноту, и, следовательно, утверждать изначальную нерасчлененность пространства, его бесконечность, не перестающую напоминать о себе на русской земле, безбрежность, способную примирить в этом пространстве несовместимое, противоположное, что, по Достоевскому, является важнейшим качеством бытования России.

Также в рубрике:

ВЫСТАВКИ

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;