Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7289) 23-29 августа 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Палитра

Между доблестью и пороком

"Ученая прихоть" князя Н.Б. Юсупова

Сергей ХАЧАТУРОВ


П.Батони. "Геракл (Геркулес) на распутье". 1765 г.

Ошибаются те, кто идет на выставку "Ученая прихоть" в ГМИИ, чтобы познакомиться с историей западноевропейского искусства. Присутствие в коллекции князя того или иного мастера не продиктовано желанием выстроить объективную панораму стилей, школ, направлений. Это, скорее, комментарий к биографии владельца собрания князя Николая Юсупова. Пушкин называл его "приветливым потомком Аристипа". Аристип - ученик Сократа, основатель философской школы киренаиков. Больше всего доверял принципу наслаждения, предвосхитив тем самым Эпикура.

В центральной нише колонного зала выставки из юсуповского собрания вы видите полотна Пьера Нарцисса Герена и Жак Луи Давида со знаменитыми любовными парами древности: Авророй и Кефалом, Иридой и Морфеем, Сафо и Фаоном. Тактичные организаторы экспозиции (Л.Ю. Савинская, С.О. Андросов, Г.В. Вилинбахов, Н.Л. Бережная) украсили алтарь в соответствии со вкусом вельможи. Два гениальных рембрандтовских портрета из Вашингтонской галереи - бесспорно главные шедевры всей коллекции - среди гостей почетных, но не основных. Вместе с другими картинами анфилады включены в эскорт "гламурных" божеств французской живописи. Так хотел сам Юсупов. Ему нравились томная нега рококо, сладкая чувственность сентиментализма. Античность он любил такую, как у скульптора Антонио Кановы: эротические игры прекрасных изнеженных детей. Сладкий Нарцисс Герен (о котором вспомнит сегодня даже не всякий искусствовед) стал любимым художником Юсупова. Вокруг картин Нарцисса бушевали подлинные страсти. Узнав, что другой коллекционер, граф Саммарива, заказал Герену первую версию "Авроры и Кефала", Юсупов поспешил заказать вторую и превзойти соперника, предложив Герену сделать "диптих". Так рядом с "Авророй и Кефалом" в Архангельском появились "Ирида и Морфей". Центральное место на выставке они занимают по праву, данному им самим князем. Это о нем, потомке халифа Абу-Бекра, напишет знавшая его Е.П. Янькова: "Князь Юсупов был очень приветливый и милый человек безо всякой напыщенности и глупого чванства... Последние годы своей жизни старичок Юсупов провел в Москве, и все его очень уважали; за обходительность он был любим, и если б он не был чересчур женолюбив, то можно было бы сказать, что он был истинно во всех отношениях примерный и добродетельный человек, но эта слабость ему много вредила во всеобщем мнении".

Итак, коллекция - автопортрет владельца. Нарцисс Герен с Авророй, Пьетро Ротари с портретами миловидных поселянок, парфюмерная Констанция Майер с картиной-эмблемой "Амур соблазняет Невинность, увлекаемую Удовольствием и преследуемую Раскаянием"... Это ипостась потомка Аристипа, гедониста. Другая ипостась - ученого мужа, дипломата, просвещенного масона. Один из авторов каталога выставки А.А. Бабин точно определил полотно-символ всей коллекции князя. Юсупов приобрел его в 1823 году. Это картина художника Помпео Батони "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком". Порок олицетворяет соблазнительная дама, протягивающая Геркулесу розу. Добродетелью становится наставница Геркулеса, богиня мудрости Минерва.

"Минервино" царство в собрании Юсупова, подобно второй чаше весов, располагается напротив алтаря любви и неги. Симметрично картинам Герена в другом конце анфилады - гигантское полотно Джованни Баттиста Тьеполо "Пир Клеопатры". Сюжет заимствован из "Сравнительных жизнеописаний" Плутарха: "Антоний, приглашенный царицей на пир, изумился увиденной роскоши. Клеопатра сняла драгоценную жемчужную серьгу и бросила жемчуг в бокал вина, который затем осушила, продемонстрировав безразличие к богатству". Кодекс не эпикурейца, но стоика. Рядом - другая композиция Тьеполо "Встреча Антония и Клеопатры": союз красоты, ума, дипломатического гения с воинской доблестью. Напомним, Юсупов был посланником Екатерины II в Турине. Образ дипломата немыслим отдельно от образа просвещенного путешественника. "Минервино" царство на выставке является визуальной реконструкцией собрания дворца в Архангельском. Сперва мы пребываем в окружении античных руин (Салон Гюбера Робера), затем в галерее итальянского палаццо с прекрасной коллекцией, включающей даже портрет кисти Корреджо, потом в студиоло - кабинете для уединенных занятий итальянского гуманиста. Связанная с Grand Tour ученая тема представлена уникальными книгами из обширной библиотеки. Среди книг сидит персона из папье-маше "женевского мудреца" Жан-Жака Руссо. В шкафчиках рядом с игрушечным Руссо стоят колоссальные фолианты. На деле - картонные коробки, футляры для маленьких книжечек из серии "Коллекция моралистов".

Метаморфозы завораживают. Руссо превращается в куклу. Кукла - в Руссо. Из большой книги сыплются маленькие. Маленькие складываются в большую. Ловелас и сластолюбец оказывается вдруг радеющим о заботах Отчизны государственным мужем и ученым. Пряная роскошь "Пира Клеопатры" символизирует неприязнь богатства... Что помогает удерживать различия между собой, ориентироваться в этом вибрирующем, иллюзорном мире? Для XVIII века - само коллекционирование. Именно оно задает стиль жизни, структурирует предметную среду, становится аллегорией биографии своего владельца, помогает избежать "превратности судеб", а также превратности моды и идеалов. Недаром Пушкин, заканчивая свое послание "К вельможе" (Н.Б. Юсупову), считает дворец в Архангельском (собственно дом для коллекции) тем рубиконом, который отделяет царство гармонии от хаоса жизни:

"...Ступив за твой порог,

Я вдруг переношусь во дни Екатерины.

Книгохранилище, кумиры и картины,

И стройные сады свидетельствуют мне,

Что благосклонствуешь ты музам в тишине,

Что ими в праздности ты дышишь благородной".

"Благородная праздность" Юсупова пополнила собрания как минимум трех российских музеев. Весьма достойный итог.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;