Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7289) 23-29 августа 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Краски мира

И тень Людовика не помогла

Мариинский балет в Версале

Виктор ИГНАТОВ
Париж
Фото М. ЛОГВИНОВА и С.ХАЧАТУРОВА


Версаль известен всему миру дворцовым ансамблем, который на протяжении полутора столетий создавали французские короли - Людовики ХIII, ХIV, ХV. Последний открыл во дворце Королевскую Оперу (1770). Она была построена для празднования брака Людовика ХVI и Марии-Антуанетты. Роскошный зал этого шедевра театральной архитектуры поражает пышной позолотой и резным мрамором, обилием рельефных колонн и хрустальных люстр, росписью плафона. Над сценой сияет барельеф версальского герба, который вышит золотом на голубом занавесе, украшенном трилистниками - символами королевской власти. Впервые выступления балетной труппы Мариинского театра проходили в таком шикарном интерьере. А годом раньше в Королевской Опере состоялась мировая премьера балета М.Бежара "Ребенок-король". Спектакль был посвящен истории Версальского ансамбля и создавшим его королям, среди которых особые почести были оказаны Людовику ХIV - основателю Королевской академии танца (1661).

"Умирающий лебедь". У.Лопаткина

Стоит напомнить, что Людовик ХIV был не только великим королем, но и превосходным танцовщиком, истинным профессионалом танца. С семилетнего возраста в течение 20 лет он ежедневно занимался с личным королевским педагогом. Главным образом на музыку своего друга, композитора Жан Батиста Люлли, король поставил 27 больших балетов. Они были показаны многотысячной публике в театре Тюильри и прославили Людовика ХIV на всю Европу. Выступление труппы Мариинского театра как бы продолжает воздавать почести великому королю вслед за М.Бежаром. В программе - фрагменты балетного репертуара главным образом в хореографии великого М.Петипа: "Карнавал в Венеции", "Корсар", "Дон Кихот", "Эсмеральда", "Лебединое озеро", "Арлекинада". Были и шедевры Ж.Перро "Па де катр", М.Фокина "Шопениана" и "Умирающий лебедь", постановки Н.Легата "Фея кукол", В.Вайнонена "Пламя Парижа", Дж.Баланчина "Серенада" и "Па де де", К.Макмиллана "Манон", А.Ратманского "Средний дуэт". В июле было дано шесть представлений, включавших 15 произведений. Автору этих строк довелось увидеть предпоследнее.

Главным событием в нем был "Умирающий лебедь". Бессмертную миниатюру исполнила Ульяна Лопаткина - балерина особого таланта. Ее интерпретация Лебедя всегда поражает глубиной мысли, предельной философичностью. Идеально отточенный танец Ульяны настолько совершенен, что в каждом па и жесте, отмеченном ювелирной техникой, ощущается богатство и величие духа балерины. Ее уникальный артистический дар позволяет представить в изысканно-утонченной форме самый трагический момент жизни - ее угасание и смерть. У.Лопаткина передает эти роковые минуты божественно красиво и необычайно естественно: парящее, бисерное па де бурре и широкий взмах дивных рук, их мелодичные линии и чарующие изгибы, одухотворенные кружения и горделивые позы - все дышит жизнью, но она ускользает, и Лебедь грациозно замирает. В танце нет нарочитой театральности, излишнего трепета и предсмертного всплеска рук. В строгой сдержанной манере скрыта великая внутренняя красота и духовная сила, доступная только гениям. Да, Ульяна гениальна! Неописуемое счастье дарит она публике! Для французов, впервые увидевших ее Лебедя, У. Лопаткина навсегда останется символом высочайшего искусства.

Истинное наслаждение и восторг доставила французам и Жанна Аюпова в балете "Шопениана". Исключительно одаренная балерина, чье искусство излучает поэзию и романтизм, сама словно превратилась в шопеновскую музыку. Кончики ее пальцев, казалось, звучали, а руки, редкой мягкости и красоты, походили на прозрачные крылья мотылька, сплетающего причудливые кружева танца. Пленяя кантиленой, хрупкая и полетная Жанна свободно парила над сценой, как легендарная Сильфида Марии Тальони. Легко взлетая с глубоким прогибом и таинственно замирая, словно изящная статуэтка, Ж.Аюпова так живо напоминала А.Павлову в "Шопениане" ("Сильфиды") на премьере балета в парижском театре Шатле.

В па де де из "Дон Кихота" блистал Андрей Баталов, которого хорошо помнят в Париже как победителя Международного конкурса танца (1997). Его фантастически высокие и сложные прыжки с элегантным баллоном всех ошеломили, а идеально чистые пируэты и виртуозные вращения с разным положением корпуса и рук сопровождались овациями. В па де де из "Корсара" яркое впечатление произвел Дмитрий Семионов. Наиболее эффектно он исполнил жете по кругу: носок длинной ноги, словно шпага, пронзал пространство и вовлекал стройное тело юного танцовщика в стремительный полет. Особый успех у публики имел "Средний дуэт" в исполнении Натальи Сологуб и Ислома Баймурадова. Оригинальная постановка 33-летнего танцовщика и хореографа Алексея Ратманского на музыку современного композитора Юрия Ханона погружает зрителей в сумрачный мир, где в луче света оживает таинственный дуэт: под звуки рояля с оркестром партнер пульсирующими жестами пытается удержать партнершу, которая непрерывно движется на пуантах, сплетая сложную паутину из резких и чувственных па. Эта единственная современная миниатюра украсила двухактное представление, в котором еще был дуэт из балета "Манон" и завершающий программу "Па де катр", к сожалению, получивший лишь вежливые аплодисменты.

В Версале были показаны старые, хорошо известные во Франции произведения. Поэтому, несмотря на широкую рекламу, паломничества в Королевской Опере все-таки не было. Гастроли могли бы вызвать больший интерес, если бы на афише были редко исполняемые сочинения классики, а также новые постановки, скажем, фрагменты балета Дж.Ноймайера "Звуки пустых страниц", мировая премьера которого состоялась в Мариинском театре всего три месяца тому назад. Увидев в Версале традиционный балетный репертуар, зрители могли сравнить качество танца Парижской оперы и Мариинской труппы. И сравнение это, увы, не в пользу последней. Вероятно, это связано с тем, что в гастролях не участвовали, хотя и были объявлены, ведущие солисты - Д.Вишнева и Ф.Рузиматов, И.Ниорадзе и А.Фадеев, М.Думченко, а также Ю.Махалина и И.Зеленский. На версальской сцене танцевало молодое поколение Мариинской труппы и, к сожалению, без должного артистизма. Технические огрехи были особенно видны "благодаря" чрезмерно яркому лобовому освещению сцены, что в "Шопениане" и "Па де катр" размывало романтический настрой. "Шопениана" проигрывала и своим оформлением: живописный задник с пейзажем был зажат кулисами, которые слишком выступали на сцене, тем самым ограничивая свободу танца и его дыхание. Второе отделение программы было оформлено значительно лучше: богатые драпировки, свисающие по периметру сцены, и позолоченные канделябры со свечами удачно гармонировали с роскошным интерьером зрительного зала. Престижный, великолепный зал не помог - выступления Мариинской труппы в сопровождении оркестра под управлением Б.Грузина не произвели ожидаемого впечатления и не подтвердили ее высокую репутацию в мире. Будем надеяться, что предстоящие гастроли труппы в парижском театре Шатле (2003) позволят восстановить утраченную славу.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

АФРИКАНСКАЯ МОЗАИКА

ПЕРСОНАЛИИ

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;