Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7289) 23-29 августа 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Событие

"Эрмитаж" и "Ле Клуб" обменялись джазовыми коллекциями

МУЗЫКА

Анна ВЕТХОВА
Фото П.КОРБУТА


На фестивале в саду "Эрмитаж"

В конце минувшей недели джазовый градус московской жизни подскочил до невероятной отметки. Три вечера на улице Каретный Ряд, между Новой Оперой и театром "Сфера" на открытой площадке выступали участники Московского Международного фестиваля "Джаз в саду "Эрмитаж", три ночи "Ле Клуб" принимал величайшего тенор-саксофониста Джонни Гриффина. Случилось так, что оба события, хотя и были разделены в пространстве и отчасти во времени, имели и точки соприкосновения: участники эрмитажного фестиваля, тенор-саксофонисты Рон Блэйк и Игорь Бутман, устроили в "Ле Клубе" джем-сешн с Гриффином, а барабанщик Александр Машин, играющий в составе трио Якова Окуня, сопровождавшего выступления Гриффина, был занят и в проектах джаз-фестиваля.

С.де Карвалью

"Последний из могикан" плеяды великих саксофонистов 50 - 60-х (наряду со все еще выступающим Сонни Роллинзом), Джонни Гриффин впервые посетил Россию и впервые играл с русскими музыкантами. В свое время он считался самым "скоростным тенористом": никто не мог сравниться с ним в умении исполнять в запредельно быстром темпе сложнейшие виртуозные пассажи в импровизациях. Впрочем, он вызывал изумление и у коллег, и у публики уже тем, что, будучи человеком маленького роста и субтильного телосложения, играл с невероятной мощью и драйвом на инструменте, который практически закрывал собой его скромную фигуру. Сегодня музыкант, разменявший несколько лет назад восьмой десяток, похоже, немного устал от "гонок". Для поднятия настроения и вхождения в джазовый образ ему необходим допинг. Расслабленный и фривольный мэтр Гриффин тем не менее лишен замашек сноба. Он не скрывал от публики, что замечательное трио пианиста Якова Окуня пришлось ему по душе: каждая импровизация, каждый акцент, придававший своей неожиданностью особую выразительность фразе или ритмическому рисунку аккомпанемента, приводили Гриффина чуть ли не в экстаз. И хотя маэстро порой не хватало запала, чтобы явить былую мощь своего тенора, это с лихвой окупалось невероятным, особым свингом, высвечивающим каждую ноту его соло. Лишенный звездных комплексов, Гриффин все-таки - безусловный лидер по натуре. Он "дирижировал" не только своими партнерами по сцене, но и публикой, которая то замирала, завороженная его игрой, то, спровоцированная словоохотливым саксофонистом, начинала отпускать колкости и остроты. Маэстро был в ударе, когда к нему примкнули еще трое тенористов. Сперва совсем еще юный Сергей Головня, смущаясь присутствием легенды, делал робкие попытки играть в дуэте с Гриффином. Но потом его уже трудно было остановить: квадрат за квадратом закручивал он свои темпераментные импровизации. Игорь Бутман влился в джем с таким напором, что даже Гриффин изумился, а Рон Блэйк покорил всех очень интеллигентным, четким исполнением и прекрасным звуком. В финале концерта четыре тенориста образовали квартет, играя на разные голоса, и каждый тембр, несмотря на однородность их инструментального арсенала, был четко выведен в этом неподражаемом ансамбле.

Дж.Гриффин

На пленэре царила иная атмосфера. Фестиваль в саду "Эрмитаж" собрал огромное количество зрителей (несмотря на то, что вход подорожал до 200 рублей), по сложившейся традиции, свободно размещавшихся на траве по всей территории сада. В этом году, кажется, все благоприятствовало отличной атмосфере фестиваля: и роскошная теплая погода, и программы на любой вкус. Организаторы - дирекция сада "Эрмитаж" и Московский джаз-ангажемент Юрия Саульского при поддержке Правительства Москвы - устроили замечательный фестиваль. Можно не сомневаться, что после такого разнообразия представленных в концертных программах джазовых стилей и музыкальных ансамблей рейтинг джаза в Москве еще возрастет. Это, наверное, и есть одна из главных задач фестиваля - познакомить как можно более широкую слушательскую аудиторию с сегодняшним джазовым миром.

Фестиваль по уровню участников получился довольно ровным и качественным. Но были и настоящие откровения: выступление квартета саксофониста Алексея Круглова, музыканты которого играют свою, авторскую музыку, не уступая по уровню мастерства серьезным западным джазменам и выделяясь из качественной мейнстримовской когорты смелостью и оригинальностью мышления. Интересную программу представила молодая команда саксофонистов Дениса Швытова и Дмитрия Мосьпана "Пернатый змей", и, как всегда, великолепен был трубач Виталий Головнев, организовавший к фестивальным концертам секстет с Игорем Бутманом и музыкантами биг-бэнда "Ле Клуба". На пресс-конференции организаторы заявили, что изюминкой нынешнего фестиваля станет участие ансамблей, лидерами которых являются не традиционные духовые или клавишные, а разновидности ударных инструментов. Так, в московской команде "Маримба Плюс" лидирующий тембр маримбы дополнен нестандартной для джазовых проектов инструментальной когортой - флейтой, кларнетом и виолончелью, а также традиционной ритм-секцией баса и ударных. Проект интересен изначально академической ориентацией музыкантов, играющих в стиле, близком к арту и находящихся еще на подступах к истинно джазовой свободе. Пока же они интригуют слушателя не столько драйвом, сколько колоритом. Еще один участник фестиваля, бразильско-норвежский квинтет с экспрессивным лидером-перкуссионистом Селиу де Карвалью, представил на фестивале две программы в латиноамериканских ритмах, - зажигательные и одновременно проникновенные, они привели публику в настоящий восторг.

"Джаз в саду "Эрмитаж" критики не раз называли одним из лучших российских джазовых проектов. Прекрасно, что организаторы, получив столь высокую оценку прессы, не почивают на лаврах, а стремятся к еще более высокому уровню. Судя по нынешнему фестивалю - лучшему, на мой взгляд, из всех, что были, у "Эрмитажа" большое джазовое будущее.

Также в рубрике:

ТЕАТР

МУЗЫКА

КРИМИНАЛ

ЮБИЛЕЙ

ШАНТАЖ

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;