Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7289) 23-29 августа 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Ситуация

Уходит детство... из радиоэфира

Потому что это никому невыгодно

С MASS-MEDIA

Иван РЫБКИН


Телевидение сейчас не ругает только ленивый. Но совершенно удивительно то, что проблемы радио, средства воздействия на умы не менее мощного и к тому же более доступного, практически не обсуждаются. Каким-то непостижимым образом "великий говорящий" превратился во множество маленьких станций, которые слушают водители. Люди старшего поколения с тоской вспоминают концерты, передачу "С добрым утром" и "Клуб знаменитых капитанов". Куда все делось?

На самом деле детские программы существуют: и на "Радио России", и на канале "Говорит Москва". Их ведущие утверждают, что к ним от детей приходит до 700 писем в месяц. Вполне возможно, что приходило бы и больше, если бы больше детей могли слушать свои передачи.

До 1991 года существовала система ретрансляции "Орбита", которая по всей стране распространяла первую программу радио. Там все детские передачи шли в 10.30 и 17.30 по московскому времени. А еще каждый регион в 7.30 утра по местному времени слушал "Пионерскую зорьку". Остальные детские программы утром принимали на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, где в это время был день, а во второй половине - в Европейской части России. Теперь место первой программы заняло "Радио России", и все детские передачи идут только один раз. Сначала это было в 10.30, но потом это время заняло на "кнопке" московское радио, и все детские передачи были перенесены на 9.30.

Другая ситуация - с передачами для подростков. Программу, идущую на "Радио России" по московскому времени в 16.30, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке можно услышать глубокой ночью. Вспомним: "В Москве 15 часов, в Петропавловске-Камчатском - полночь".

А между тем детские программы делают энтузиасты, люди, любящие детей. Вот только неполное перечисление: "Полный вперед" (аналог "Клуба знаменитых капитанов"), "Хочу все знать", "Безумное чаепитие у мартовского зайца", "Колобок и два жирафа", "Квадрослов", "Как курица лапой". Интересно, что автора последней программы нашли после открытого конкурса детских писателей. Из названных передач в выходные дни идут лишь две - "Как курица лапой" и "Квадрослов". Несколько программ ("Паровозик из Ромашкова", "Слогопыты" и др.) транслируется из Петербурга. Они тоже выходят утром по рабочим дням.

Есть несколько передач, посвященных классической и народной музыке, когда на радио выступают юные музыканты и их педагоги. Правда, их можно слушать раз в неделю и лишь в Европейской части России, за Уралом в это время уже спят.

Детям, живущим в Москве и области, лучше всех. Им достается еще интересная программа "Клуб проказ и мир затей", уже три с половиной года выходящая в эфир на радио "Говорит Москва" - "третья кнопка" в памятном многим трехпрограммном громкоговорителе. Делается эта программа, ведет которую Людмила Прунцова, на базе еженедельника "Аргументы и факты". В ней много интересных рубрик: "Всемирный конкурс хвастунов", "Танцы перед зеркалом", "Школа настоящего хозяина". Нередко рубрики передачи дублируются в выпусках "Детской энциклопедии" АиФ", познавательном ежемесячном журнале.

Если каждая программа "Радио России" посвящена определенной теме - животным, путешествиям и приключениям, музыке, то "Клуб проказ..." говорит с детьми сразу на все самые разные темы.

Ежедневно создавать шедевры невозможно, какие-то программы, даже хорошо задуманные, получаются когда лучше, когда хуже. Но они дают возможность детям слышать грамотную речь, что сейчас редкость, и сообщают им множество полезной информации. А кроме того, радийная реклама на "Радио России" и "Говорит Москва" существует только в межпрограммном пространстве и вовсе не так агрессивна, как телевизионная.

По мнению врачей и педагогов, детям более полезно слушать радиопередачи, чем смотреть телевидение, так как радио не навязывает визуальные образы и развивает воображение, оно учит слушать слово, что важно при обучении письму. Кроме того, ребенок, "прикипевший" к телевизору, находится в плену визуальных образов, значит, у него плохо работает воображение. Поэтому вряд ли он будет много читать, так как ему трудно "оживить" страницы книг.

Исследования показывают, что школьники 30 - 35-летней давности, выросшие во времена КОАППа и "Клуба знаменитых капитанов", писали значительно грамотнее и легче формулировали свои мысли, чем их современные "коллеги". Показательны данные опросов американских школьников, смотрящих телевизор, и австралийских, слушающих радио (на "зеленом континенте" это традиция, там очень много детских образовательных передач). Первые, "телевизионные", лучше ориентируются в молодежной моде, танцах, технических новинках, - а именно это они видят на экране. Зато вторые, "радийные", грамотнее, больше читают, легче осваивают дисциплины, требующие абстрактного мышления. Слепо доверяться статистике не стоит, но это тот случай, когда к ней не вредно прислушаться.

КОММЕНТАРИЙ

Александр ШАПИРО, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института образования и семейного воспитания РАО:

- Радиопередачи, несомненно, более полезны для детского развития, чем ТВ. Если понимать слово "польза" в старом смысле, к которому привыкли теперешние взрослые. Однако сегодня радио слушают немногие дети. Подросткам прежде всего хочется слушать "свою" музыку. И надо об этом их желании помнить, если хочется заинтересовать их радиопрограммой, заставить слушать слово. Значит, и на традиционном радио необходима новая музыка, особые формы передач, нужно пробовать активно включать детей и подростков в диалог.

Многое, особенно в отношении самых маленьких слушателей, определяет семейный уклад. Если родители (или бабушки с дедушками) слушают радио, то и дети будут это делать. Поэтому важно, чтобы взрослые заинтересовались радиопрограммой, нашли там что-то знакомое по своему детству. А многим сегодня проще посадить ребенка перед "ящиком", чем искать в программе интересную радиопередачу, дожидаться ее, а потом прослушать, да еще и обсудить с ребенком. Так что без желания родителей все рассуждения о пользе или вреде тех или иных передач - абстракция. Если родители росли не в той среде, где слушают КОАПП или "Клуб знаменитых капитанов", то и детей к радиоприемнику они не позовут. Для таких радио не больше, чем звуковой фон в машине. Такими же становятся и дети.

Василий ЦЕПЦОВ, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории речи и психолингвистики Института психологии РАН:

- Для полноценного развития детей необходимы и радио, и ТВ, поскольку разные типы людей лучше воспринимают разные типы информации. В одних случаях познавательная система работает с вербальным материалом - радио, а в других с визуальным - ТВ. При этом понятно, что содержательные радиопередачи, даже записи сказок для самых маленьких, богаче по интонации, чем телепередачи. Они дают возможность тоньше улавливать человеческие настроения, развивают воображение. Однако нужно учитывать, что ТВ себя навязывает, а радио - нет.

Понятно, что во всем мире СМИ прежде всего ориентированы на массовый спрос, то есть на усредненный уровень культуры. Хотя, например, и в Англии, и во Франции есть язык "высокого класса", на котором говорит элита, и язык большинства - это язык газет с большими тиражами, популярных радиопрограмм и ток-шоу. Однако грамотная и богатая речь является там одной из основных социальных характеристик человека.

Поэтому, чтобы попасть в элиту, там стремятся шлифовать речь, для чего и существуют элитные театры, серьезные радиопрограммы, интеллектуальные журналы. Их немного, однако они существуют и "работают".

Известно, что во всем мире доля тех, кто говорит грамотно и правильно, составляет 6 - 8, в лучшем случае 10 процентов. Но они тоже имеют право на свою часть и телевизионного, и радийного эфиров. Если посмотреть на радио с этой точки зрения, то можно сказать, что должны быть программы типа "Театр у микрофона", составляющие наше национальное достояние и поддерживающие определенный культурный уровень в обществе. Наши дети и подростки имеют на все это такое же право, как их зарубежные сверстники.

Также в рубрике:

С ОБРАЗОВАНИЕМ

С MASS-MEDIA

ГОРОДСКАЯ СРЕДА

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;