Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 26 (7137) 16 - 22 июля 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Кино

Тот самый Нахабцев

Профессия: кинооператор

Исаак ФРИДБЕРГ
режиссер


Да, тот самый, чье имя несколько раз в месяц обязательно возникнет на экране телевизора. Народный артист, доцент, академик, дважды лауреат Государственных премий, наконец. Знакомо ли вам его лицо? Очень сомневаюсь - другие портреты нынче в моде. А он и не стремится к новой популярности - не носит ярких пиджаков, не отбивает чечетку по ночным клубам, не ищет дружбы власть имущих. Почему? Потому что знает цену истинной любви. Вашей любви, дорогой читатель! Вы любите его давно и прочно, и вам простительно незнание имен - если вы не кинематографист. А уж в кинематографическом цехе вряд ли найдется человек, с этим славным именем не знакомый. Он стал знаменит, едва окончив операторский факультет ВГИКа, снял (на пару с Мукасеем) - как теперь выяснилось - культовый фильм "Берегись автомобиля!". Затем пошло-поехало: "Уроки французского", "Ирония судьбы, или С легким паром!", "Служебный роман", "Это сладкое слово - свобода", "Тот самый Мюнхгаузен", "Формула любви", "Убить дракона", "Москва, любовь моя", "Счастливая Женька", "След дождя" - в списке тридцать наименований, и товар, что называется, штучный. Поверьте мне, совсем непросто - быть соавтором целой плеяды выдающихся (и таких разных) режиссеров: Рязанова, Ташкова, Жалакявичюса, Митты, Захарова и (простите, коллеги) др. Хороший режиссер умирает в актере - общеизвестно. Чуть менее известно, что хороший оператор умирает в режиссере. Владимир Дмитриевич Нахабцев всегда решал труднейшие профессиональные задачи, никогда себя не выпячивая. Мало кто даже из профессионалов знает, что поразительная теплота атмосферы, завораживающая в "Иронии судьбы", получена использованием трехкамерного метода съемки - тогда в нашей стране совершенно неизвестного. Нахабцев применил его впервые, позволив актерам существовать в реальном масштабе времени - и с успехом продолжил эксперимент в "Служебном романе" и "Гараже". А изобразительное решение "Этого сладкого слова - свобода" произвело заметный переворот в операторских умах тогдашнего "Мосфильма", который во все времена славился операторскими работами мирового уровня. Его камера изысканна и интеллигентна, полна нежности и романтизма, особенно в работе с женскими портретами. Тут ему воистину нет равных! Именно его добрые руки сделали любимицами советского народа Брыльску, Курихару, Мирошниченко, Немоляеву, Ахеджакову, Цыплакову, Мазуркевич, Дапкунайте, Метлицкую, Захарову, Дроздову.

Я познакомился с Нахабцевым еще в студенческие годы, именно он снял первый в моей жизни самостоятельный кадр. С тех самых пор, если позволяли взаимные обстоятельства, неизменно работал с ним - в нашем общем багаже "Ночные шепоты", "Куколка", "Прогулка по эшафоту" и телесериал эпохи кинематографического безвременья "Азбука любви". Мы дружим почти двадцать лет, у меня есть веские основания искренне им восхищаться. Нахабцев - оператор, для которого не существует слово "нет". Именно он привел меня к простому определению, что такое хороший оператор: человек, который никогда не скажет: "Этого сделать нельзя!" Будем откровенны, техническое оснащение, которым мы пользовались в недавние годы, требовало от оператора подвижничества и героизма - в прямом смысле слова. Попробуйте, к примеру, забраться в багажник "Жигулей" (сняв предварительно капот) и снимать на скорости 60 километров в час! Мы пробовали - не испытывая малейших колебаний. Что такое, собственно говоря, жизнь - когда ищешь интересный кадр?!

На "Куколку", двухсерийную картину с исполнителями-непрофессионалами, нам отпустили всего 10000 метров пленки "Кодак". То есть мы могли снимать только по одному дублю, и оператор, как минер, не имел права на ошибку. В.Д. ни разу не ошибся. Даже исключительный по сложности макроплан Метлицкой, длящийся десять минут, не переснимался!

Кинооператор - загадочная профессия. Большинство мастеров этого дела, которых я знаю, выглядят лет на двадцать моложе своего паспорта. Вечные мальчики! И когда узнаешь, что "мальчику" стукнуло шестьдесят, так и хочется воскликнуть: "Господи! Неужели ты их любишь больше, чем нас? Почему все стареют, толстеют, седеют - а они нет?!"

Может быть, дело в том, что они лучше всех умеют выбирать жен?! Глаз-то - профессиональный!

Также в рубрике:

КИНО

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;