Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7291) 6 - 12 сентября 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Палитра

Храм для белого паспарту

Валерий Сировский в "Проекте-24"

Ирина СТОГОВА
Фото С.РАПЧЕВСКОГО


Один из самых сложных храмов столицы стал предметом открывшейся в Московском доме фотографии выставки под названием "Храм - Город" - очередной в рамках "Проекта-24", концепция которого была разработана архитектором и дизайнером Юрием Аввакумовым. Названный едва ли не самым интересным фотопроектом последнего времени, он реализуется как вариант выставки-музея, постоянно обновляющегося и живущего в ритме и задачами современного фотографического творчества. От каждой из выставок, демонстрирующихся с педантичной последовательностью, четыре снимка поступают в собрание музея-устроителя. Новыми образцами фотоискусства пополнился фонд Музея архитектуры им. А.В.Щусева, в котором прошла большая часть выставок "Проекта-24". Теперь он осуществляется в Московском доме фотографии, занимая специально отремонтированный для этого верхний зал особняка.

Материалом последней экспозиции стали работы Валерия Сировского, чей 50-метровый свиток китайской бумаги с рисунками береговой линии реки Брента стал недавно одним из "форс-мажорных" экспонатов на Форуме художественных инициатив "Искусство туризма" в Новом Манеже. Непрофессиональный фотограф, поздно взявший в руки камеру, Сировский считает, что достиг того возраста, когда опыт уже не позволит "смаковать мелкую формальную находку", а граница между формой и содержанием "навсегда исчезает", и потому вплотную занялся фотографией. Сюжетом выставки на Остоженке стали росписи храма Покрова Богоматери (Василия Блаженного) на Красной площади, не раз воспроизводившиеся фотографами-профессионалами.

Храм с 11 престолами, объединивший 9 церквей на одной платформе, в облике которого сказались идеи небесного града Иерусалима, за свою долгую жизнь претерпел целый ряд трансформаций. Эмблема державного эпоса, храм ассоциировался уже не с небесным, а с историческим древним градом - Москвой и государством.

Раскрытые и воссозданные реставраторами полихромные росписи сводов, обходных галерей и внутренних переходов XVII века, а также "травчатые орнаменты" XVIII века стали предметом "археологического" изучения слоистой структуры храма-лабиринта, в котором исследователи до сих пор находят все новые источники для размышлений.

24 фотографии Сировского крупным планом запечатлели росписи перспективного портала, оконных наличников, дверных откосов, стен и сводов галерей. Точнее было бы интерпретировать материал выставки как "Храм - Сад", отражающий образ чертогов Эдема. Византийская роза и виноградная лоза, кобальтовые, пурпурные и охристые сказочные завитки, показанные вне масштаба и кульминационных акцентов, похожи на фрагменты заставок в древних Библиях. Способ подачи, нейтрализующий особенности подлинника как объекта архитектуры, в котором живопись располагается сообразно логике членения пространства, сродни приемам полиграфической продукции, например, календарей, воспроизводящих фрагменты фресковой живописи. В снимках угадываются непреднамеренные реминисценции с продукцией крупнейшей - и одной из самых ранних - фотографической фирмы братьев Алинари, итальянцев, чьи виртуозные фототипии не уступали подлинным объектам насыщенностью цвета и идеально воспроизведенной текстурой. По всей вероятности, точное воссоздание цвета, потертостей и шероховатостей древних стен также входило в задачу Сировского. Обрамленные в деревянный багет и белое паспарту, работы корреспондировали с кирпичной незакрытой кладкой арок и беленой поверхностью стен выставочного зала, стилизованного под историческое пространство.

Собор Василия Блаженного должен подвергнуться реставрации и (шутка ли?) будет покрыт краской фирмы Тиккурила. Евроремонт уже не новость для памятников столицы. Кирпичные стены Богоявленского собора на Никольской, покрашенные в красный цвет, несколько напоминают гипсокартон. Впрочем, на фотографиях пористая текстура смогла бы восполнить утраченную фактуру архитектурных памятников.

Росписи, сплошным ковровым орнаментом покрывающие части внутреннего пространства Покровского собора, были, что называется, "инсталлированы" Сировским наподобие концептуальных объектов с монотонным условным дроблением формы на фрагменты. Выставка отражает характерный этап включения истории в обиход современного творчества, предполагающего новую интерпретацию национальных святынь. Зрителю осталось лишь судить, насколько современные фотографы "быша примудр и удобни таковому чюдному делу".

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;