Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7291) 6 - 12 сентября 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Музыка

Мы вышли на Лазурный берег

Праздник российской культуры в Канне

Наталья ШАДРИНА
Канн - Москва


Коль уж возник на благословенном для всякого русского человека Лазурном берегу в городе Канне фестиваль российской культуры, было бы просто преступным легкомыслием не поддержать и не упрочить его на государственном уровне. Тем более что нынешние отношения России и Франции не только благоприятствуют таким мероприятиям, но и прямо провоцируют на их организацию. Русский каннский фестиваль проводился уже в четвертый раз, но в этом году пережил поворотный этап в своей истории - переход на государственные рельсы. Министерство культуры РФ не случайно, конечно, взяло его под свою опеку. На проведение пошла значительная сумма из бюджетных средств. А Российскому фонду культуры, ранее принимавшему участие в его организации лишь спорадически, было предложено уже организовать все и вся, включая привлечение внебюджетных средств и программу. (И главной организующей силой стала, как всегда, вице-президент РФК Татьяна Шумова.)

Утверждение нового статуса, естественно, сопровождалось торжествами и официозом. Недавно избранный мэр Канна г-н Бернар Брошан не уставал произносить приветственные речи, давать торжественные обеды и вести переговоры о дальнейшей судьбе фестиваля с президентом РФК Никитой Михалковым и заместителем министра культуры Денисом Молчановым. Государственного величия не по форме, а по содержанию придало фестивалю то, что в день его открытия в порт Канна вошел крейсер "Москва", отправившийся в поход с целью познакомиться с военными судами средиземноморских портов и провести совместные учения. Разумеется, делегация от Московского правительства во главе со столичным вице-премьером О.Толкачевым тоже на фестивале обозначилась.

"Москва" не только создавала фестивалю фон - дальновидные и практичные организаторы "вписали" крейсер в саму программу. Каждый вечер на ступенях знаменитой лестницы Каннского дворца фестивалей выстраивался духовой оркестр Штаба Российского Черноморского флота (художественный руководитель Игорь Князев) и за час своего выступления собирал многочисленную и благодарную публику, затем плавно перетекавшую во дворец, где тут же, прямо в дверях, ее "подхватывал" самарский фольклорный ансамбль "Забавушка". И только после этого весьма ощутимого двойного разогрева зрители попадали в зал.

Для начала им предложили концерт все того же Черноморского оркестра (в программу были включены в том числе и знаменитые французские мелодии - сюрприз тем более ощутимый, что благодаря непривычным аранжировкам и Легран, и Монтан являли собой род ребуса, а процесс разгадывания и узнавания всегда увлекателен) и выступление руководимого Вадимом Елизаровым Севастопольского театра бального танца, без особых затрат прибывшего тем же "рейсом", на крейсере (сплав бального танца и игровой стихии был столь же органичным, сколь продемонстрированное танцовщиками кокетливое сочетание чисто танцевальных приемов с повадками профессиональных моделей). И те, и другие севастопольцы с их поистине невиданным энтузиазмом были приняты на ура.

Едва ли организаторы могли быть уверены в том, что предлагаемая ими кинематографическая программа (кино на этом фестивале, кстати, - новшество) не станет слишком крепким орешком для истомленной солнцем каннской публики. Хотя, с другой стороны, почему всегда надо опасаться, что им будут не внятны наши реалии, мы-то ведь вникаем в их собственные, когда смотрим их фильмы... "Нежный возраст" Сергея Соловьева (продюсер Н.Михалков), в конце концов, представляет собой еще одну вариацию на тему "в юности люди всегда стоят на котурнах" (определение М.Кундеры), и, стало быть, им довольно сложно приходить в соприкосновение с реальностью. Впрочем, российская реальность последнего десятилетия - конечно, особый случай. Совершенно очевидно, что Владимир Наумов думает именно так, коль скоро в своем последнем фильме "Часы без стрелок", также показанном на фестивале, живописует ее уже такой фантасмагорией, что не снилось и самому Феллини. (Надо полагать, Т.Гуэрра, числящийся в списке авторов сценария, здесь все же ни при чем.) Но сквозь все мистические и не прочерченные "от и до" хитросплетения сюжета "мораль" проступает абсолютно общедоступная.

Российский Национальный оркестр, коллектив не государственный, но знаменитый, вдобавок руководимый В.Спиваковым - фигурой вполне государственного масштаба, и пианист Денис Мацуев, не только золотой лауреат последнего Конкурса Чайковского, но и бывший стипендиат программы "Новые имена" РФК, были ангажированы завершить фестиваль. Репертуар Владимиром Спиваковым был выбран с точным учетом времени и места, действующий безотказно: Второй фортепианный концерт Рахманинова и сюита из балета "Щелкунчик"(плюс еще непротяженное сочинение Пярта). Поскольку публика была так покорена, что неистово аплодировала между всеми частями исполняемых сочинений, то и бисы получила соответствующие - чрезвычайно эффектные и танцевальные. Например, Неаполитанский танец из "Лебединого" или хачатуряновский вальс к "Маскараду", исполненные с захватывающим дух артистизмом.

На Спивакова был настоящий "лом". Когда доступ в зал был прекращен, народ даже возмутился - как же так, вход-то свободный! Как будто бесплатный вход (он же стратегический ход организаторов - нынешний фестиваль должен стать бесплатной рекламой для последующих) и стопроцентная заполненность зала есть две вещи несовместные. Из звезд французского искусства осветила своим присутствием русский фестиваль каннская жительница Мишель Мерсье, автографы у которой востребовал, кажется, весь наш крейсер.

Г-н Брошан любезно рассказал вашему корреспонденту, какой ему все-таки видится судьба этого фестиваля. Долгой, как у Каннского киношного, с фиксированными днями в году, да не тремя, а желательно целой неделей, и с представительством в программе всех искусств без всякого исключения. Он со своей стороны готов содействовать и соответствовать таким масштабам. Оказалось, когда во Франции выходила на экран картина Н.Михалкова "Очи черные", будущий каннский мэр организовывал ей рекламную кампанию!

Бывают и другие совпадения. В день открытия нашего фестиваля Канн праздновал 57-ю годовщину своего освобождения от немецкой оккупации. К этому дню (то есть ночи, конечно) было приурочено окончание фестиваля пиротехнического искусства. Когда в каннском небе под звуки знаменитого хора и марша из "Аиды" разрастались гигантские разноцветные огненные шары и факелы, на открытой террасе верхнего этажа Дворца фестивалей как раз поднимали бокалы в честь начала российского фестиваля.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ЗАНАВЕС

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;