Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 51 (7111) 30 декабря - 14 января 1997г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Кино

Вокруг сироты

ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Валентина ИВАНОВА


Меня крайне удивила позиция обозревателя газеты "Труд" Леонида Павлючика по отношению к последним отечественным "хитам". Он вдрызг разнес картину Павла Чухрая "Вор", назвав ее "блатным романсом". И я бы вполне допустила такую резкую оценку (хотя и не согласна с ней), но тут же, вслед, появляется весьма благостная статья о картине Владимира Машкова "Сирота казанская". Вот это меня удивило. Можно не принимать "Вора" и быть к нему предельно строгим, но при этом быть столь благостным к "Сироте казанской"?

Можно себе представить, за что хвалят и будут хвалить режиссерский дебют Владимира Машкова.

И впрямь. У нас сейчас действительно очень мало фильмов, простых и понятных. Отсутствие зрителя в кинозале резко сдвинуло рамки восприятия.

И вдруг выходит картина простая, как апельсин.

Но что мы найдем, вскрыв оболочку? Вот об этом и поговорим. Под апельсиновой оболочкой таилась мелодрама. Или, как ее еще чаще называют, - рождественская сказка. Сюжет ее достаточно уже известен и напоминает все и всех сразу - Арбузова ("Сказки Старого Арбата"), Феллини ("Амаркорд" - почему-то за стеклами деревенской избы вдруг проплывает корабль, как знаменитый "Рекс"). И даже - "Большую жратву" Марко Феррери: это когда три самозваных отца, непонятно откуда взявшись, готовят к Новому году роскошную еду. Ну а больше всего, конечно, как и говорилось, пьесу Арбузова о старых кукольниках. Это оттуда - огромная унылая собака с длинными, висячими ушами, которую в трех экземплярах приносят в дом одинокой девушки Насти трое самозваных отцов. "Теперь так мало симпатичных, приятных лиц", - говорит по этому поводу один персонаж арбузовской пьесы, разглядывая прелестных кукол в мастерской художника, главного героя.

Параллели, заимствования, аналогии - могут сказать, все это в бытии искусства. Вот, например, еще одна комедия последнего времени "Полицейские и воры" Николая Досталя (так уж счастливо сошлось, что у нас образовалось к Новому году сразу две комедии) вообще сделана по кальке старого итальянского фильма. Правда, там прием обнажен, а здесь...

А здесь несколько иначе, что, конечно, хуже, но не в этом дело.

Главную роль играет актриса Елена Шевченко. Открыл ее Вадим Абдрашитов в своей картине "Армавир", считающейся не самой удачной. Но вот как раз роль Елены Шевченко там - поистине удача из удач. И хотя она там по форме главная героиня, по фактуре же возникает только в одном эпизоде - в финальном, но в каком! Этот эпизод тоже, кстати, деревенской девчонки и тоже на свадьбе (опять заимствование!). Ее, любовницу и дочь, таинственную, как сама судьба, ищут оба главных героя, их играют Сергей Шакуров и Сергей Колтаков. И находят вот в этой заброшенной деревеньке.

Я к тому все это вспоминаю, что один этот эпизод стоит целого "кукольного" фильма Владимира Машкова. Со всеми его онерами, размахом. И с участием таких "звезд", как Гафт, Табаков, Дуров.

Можно, конечно, только удивляться напористости и плодовитости Владимира Машкова - почти одновременно он сыграл главную роль в "Воре" Чухрая и сам поставил "Сироту казанскую". Незадолго до этого он осуществил, как говорят, самую дорогую версию "Трехгрошовой оперы" на сцене "Сатирикона" и сыграл главную роль в "Американской дочери" Шахназарова. Все это, правда, растягивается на несколько лет, но в нашем нищем сегодняшнем кинематографе?..

Кто-то находит, кто-то теряет. Об этом, кстати, говорилось и на последнем съезде кинематографистов - кто-то постоянно снимает, кто-то в простое. И отнюдь не по мере таланта.

Машкову, правда, в одаренности не откажешь, но его напор и агрессивность явно перевешивают меру этой одаренности. Ну да Бог с ним!

Я невольно сравниваю две картины - "Сироту" и "Брата" Балабанова. Казалось бы, противоположные полюса, и зачем вообще их сравнивать? Одна лента - как уже говорилось, рождественская сказка, и подходить к ней надо с этими именно критериями. Другая - жестокая версия нашей сегодняшней жизни. Хотя при этом в ней тоже есть что-то зонговое, что-то страшновато-легендарное. То есть это тоже может быть сказка. Только не рождественская, разумеется. Сказка о нашей жизни со страшным концом.

Все дело в том, какие сверхзадачи ставит перед собой художник. Ну почему бы и в самом деле не снять - могут мне возразить - этакую милую и добрую рождественскую притчу? Успокоить зрителя, немного посмешить его и, в общем, уговорить примерно таким способом - мол, мы все понимаем о нашей действительности, она тяжелая, трудная, некрасивая. Но давайте на один сегодняшний вечер забудем о ней и поиграем в красивые игрушки. О красивых, добрых людях.

Но почему-то не лежит душа к этой милой и умело раскрашенной "Сироте". Как-то не согласуется она с настроем души. Спрашивают - ну вы же любите "Иронию судьбы" и наверняка сядете ее опять смотреть к телевизору.

Да, любим. Сядем. Но мы тогда еще не знали, что с нами со всеми будет.

Теперь про нас мы знаем слишком много горького и трудного.

Чтобы мило улыбаться "Сироте казанской".

Также в рубрике:

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;