Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 51 (7111) 30 декабря - 14 января 1997г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Под занавес

ЕЛЕНА ЧАЙКОВСКАЯ: "Мне готовили артистическую карьеру"

ОЛИМПИАДА

Беседу вел Андрей СОВИН


Наступающий год - год зимних Олимпийских игр в Нагано. И уже по традиции, прикидывая шансы российских спортсменов на медали, мы держим в уме возможный успех гуристов. Первое олимпийское золото для нашей страны завоевали Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Спустя двадцать два года, когда в Инсбруке на олимпийском льду впервые выступали танцевальные пары, чемпионами в этом виде фигурного катания стали Людмила Пахомова и Александр Горшков. К Олимпиаде их готовила Елена Анатольевна Чайковская. И накануне олимпийского года мы не могли не встретиться с Еленой Анатольевной. Встретиться, чтобы поговорить о фигурном катании середины девяностых... Но, попав с нашим фотографом Василием Грачевым в квартиру Чайковской, мы сначала подумали, что оказались в музее. Сувенирные тарелки с видами городов, занимавшие одну из стен, на некоторое время стали основным предметом разговора.

- Откуда такая коллекция? В 1971 году мы с мужем были на чемпионате мира во Франции и там купили первую тарелку - с видом Эйфелевой башни. Тогда никто еще не думал о коллекции. Но некоторое время спустя, в гостях у одного родственника мы увидели стену, увешанную тарелками, на которых были изображены виды городов. Нам это безумно понравилось. Ну а потом коллекция стала расти, в ее пополнении приняли участие и мои ученики, привозившие сувениры из разных стран. Вот, например, изображение слона с бивнями - его привез из Йоханнесбурга Володя Котин. Так что есть тарелки из тех стран, где самой побывать не довелось.

    

- И много стран, куда вас не забрасывала судьба?

- Ну, например, никак не попаду в Африку. В Юго-Восточной Азии не удалось побывать, зато хорошо знаю Латинскую Америку - я там работала пять лет.

    

- Но, судя по всему, по вашей коллекции вполне можно отслеживать историю чемпионатов мира и Олимпиад?

- С учетом подарков учеников, конечно.

    

- Елена Анатольевна, а как вы пришли в фигурное катание?

- У меня вообще-то артистическая семья: отец был актером Театра Моссовета, мама тоже была актрисой. И они готовили мне артистическую карьеру. Я даже сыграла в нескольких спектаклях в Театре Моссовета. А потом в восемь лет после кори у меня было осложнение - появился туберкулезный очаг. Врачи сказали, что необходимо выбрать такой вид спорта, чтобы я много бывала на улице, на воздухе. Отец отвел меня на стадион Юных пионеров - с тех пор все и пошло.

    

- Ну а как вы стали тренером?

- Когда я окончила школу, Юрий Александрович Завадский и Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф "воткнули" меня в Государственный институт театрального искусства на балетмейстерское отделение. Почему "воткнули"? Да потому, что в принципе я не имела права поступать туда, поскольку у меня не было хореографического образования. Я ведь занималась балетом на уровне спорта, а там требовали диплом об окончании хореографического училища. Тем не менее меня взяли на курс Захарова, чему способствовала необычайная популярность балета на льду, который Москва впервые увидела в 1957 году. Вот под предлогом того, что и нам надо развивать нечто подобное, я и попала на балетмейстерское отделение, которое и окончила...

    

- А свое первое занятие в качестве тренера помните?

- Нет. Дело в том, что, еще будучи студенткой ГИТИСа, я работала с Таней Тарасовой - она потом осталась моей ученицей. Сначала я только ставила спортсменам программу, а уже потом это плавно перетекло и в тренерскую работу.

    

- Ваш первый большой тренерский успех?

- Это, конечно, пара Пахомова - Горшков - чемпионы мира и первые олимпийские чемпионы в танцах.

    

- Вас не обижает, что уже прошла волна былой популярности фигурного катания?

- Нельзя обижаться. Мы так живем, такая страна. Я здесь, я работаю, я рада, что никуда не уехала, хотя было и есть много предложений. Раньше спорт был делом государственным, а сегодня приходится писать письма и просить оплатить аренду льда для подготовки к Олимпиаде. Вот это страшно, потому что мы теряем традиции, теряем школу. Сейчас надо организовывать коммерческие клубы, зарабатывать деньги. Хотя не думаю, что это принесет какие- то большие результаты.

    

- Спортсменам-фигуристам сейчас тоже стало труднее?

- Им как раз намного легче, потому что открылась изумительная возможность: сейчас масса хорошо оплачиваемых турниров. Если раньше только элита была на высоте, то сейчас все могут хорошо заработать. Но спортсмены понимают, что если они не будут чемпионами, то им просто так никто ничего не даст. Поэтому здесь сошлись финансовые и спортивные интересы. Спортсмены работают, чтобы сегодня выигрывать, стать лучшими из лучших, а завтра получить предложение выгодного контракта и хорошие деньги.

    

- Как вы думаете, почему возник такой феномен, как "советская школа фигурного катания"?

- Была плеяда тренеров-фанатиков, которые работали с шести утра и до одиннадцати вечера. Они работали в разных направлениях - и в танцах, и в одиночном катании, и в парном. Народ талантливый, и он никуда не делся. Почему мы, собственно, и держимся сейчас на плаву, выигрывая "все подряд", - есть чем "питаться".

    

- У вас были ученики, с которыми работать было особенно приятно?

- Приятно было работать с Котиным и с парой Пахомова - Горшков. Жалко только, что не удалось поднять Котина до первого места - это, наверное, моя самая большая неудача. Дело в том, что в обязательной и произвольной программе он был хорош, а вот в школе был на уровне одиннадцатого места. А с одиннадцатой позиции ему удавалось подниматься только на вторую или третью строчку. Но никак не на первую.

    

- Наверное, иногда приходилось мириться с характером ученика ради результата?

- У меня был один замечательный чемпион мира - Володя Ковалев. С ним было трудно работать, потому что это был человек с тяжелым характером. Но тем не менее он был невероятно надежен: когда все вокруг падали, он уверенно откатывал программу. Это фантастическое, феноменальное для одиночника качество и позволило ему два раза выигрывать чемпионаты мира и несколько раз - чемпионаты Европы.

    

- Одна из самых пикантных тем в фигурном катании - судейство. Неужели все решают симпатии и антипатии судей?

- Эта досада постоянно сидит внутри. Первое время я нервничала и переживала до слез, а потом поняла, что я работаю именно в этих условиях и этих судей надо чем-то потрясти. Надо придумать нечто такое, чтобы их проняло - с мыслью об этом и готовили все новые программы.

    

- Елена Анатольевна, давайте перед Олимпиадой вспомним о событии прошлого сезона, когда впервые в истории чемпионатов Европы спортсмены одной страны выиграли золото во всех четырех дисциплинах...

- Сразу скажу, что это не должно было произойти. Да, три золотые медали были надежные, а Урманов лишь по ошибке одного из судей стал первым. Я это называю ошибкой, потому что в течение десяти минут на первом месте стоял Загороднюк, а Урманов был третьим. Когда откатался последний участник, финский судья поставил его на первое место, хотя реально тот был где-то седьмым и выше никак не мог прыгнуть. В итоге все перемешалось, и неожиданно Урманов оказался первым...

До апреля 1997 года Елена Чайковская была главным тренером сборной России. Сейчас она работает с Марией Бутырской и вместе с Татьяной Тарасовой готовит пару Оксана Грищук - Евгений Платов. Так что будем надеяться, что в копилке сборной России в Нагано окажутся медали, к которым приложила свою руку Елена Анатольевна. Чего ей и желаем накануне Нового года.

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

А НАМ ВСЕ РАВНО

ОЛИМПИАДА

ИНТЕРНЕТ

NOTE BENE

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;