Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 28 (7139) 30 июля - 5 августа 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Контекст

Режиссер - имя существительное

Роберт Стуруа разменял седьмой десяток

Наталия КАМИНСКАЯ


Еще один блестящий "шестидесятник" в постсоветском пространстве, прославленный грузинский режиссер преподнес к собственному юбилею московский спектакль - "Гамлет" в Сатириконе.

Именно Константин Райкин заполучил к себе на постановку режиссерскую фигуру, о которой мечтают многие театры Москвы. Стуруа - имя, известное далеко за пределами бывшей шестой части света.

Когда Роберт Робертович говорит, что он - внук Товстоногова, он имеет в виду своего учителя Михаила Туманишвили, который, в свою очередь, был товстоноговским учеником. Но можно усмотреть и более широкие аналогии: мощная театральная воля, глубочайшая культура, уникальное личностное начало, неповторимая команда актеров. Когда думаешь о Товстоногове, трудно продолжить адекватный масштабу ряд. Но Стуруа в него вписывается.

Гастроли тбилисского Театра им. Ш.Руставели в 70-х годах заворожили Москву. К специалистам, уже знавшим, что в Грузии работает талантливый главный режиссер, добавились толпы москвичей, осаждавших подъезды Театра им. Вл.Маяковского. Молва разносится быстро. Первый же, сыгранный на гастролях "Кавказский меловой круг" вызвал восторг сродни шоку. Был тогда и спектакль "Кваркварэ Тутабери" - яркий набросок к будущему Брехту, был потом жесткий, беспощадный и дерзко образный "Ричард III". Но "Кавказский меловой круг" - тот шедевр, который удается большому художнику только раз в жизни. Много толковали о том, что Брехт у Стуруа похож на Шекспира, а Шекспир обнаруживает родство с Брехтом. Но феномен "Круга" так до конца постичь и не удалось. Как нельзя поверить гармонию алгеброй. Каким образом жесткие метафоры звучат у Стуруа почти сентиментом, а откровенные условности пульсируют горячей актерской кровью? Как эклектика оборачивается не только смелостью, но и стройностью и глубиной? Между прочим, его учитель Туманишвили как раз и исповедовал этот принцип. Сцена берет все, что пригодится в замысел. Все, кроме скучного, вялого и неталантливого. Но Туманишвили воплощал этот принцип с нежностью и озорством, а Стуруа - с мощью и хулиганством. Режиссер рос вместе с уникальной командой. Один из первых - композитор Гия Канчели, без музыки которого невозможно представить себе ни Брехта, ни шекспировских "Ричарда" и "Лира". Стуруа прекрасно рисует. Но всегда работает с лучшими театральными художниками, которые, по его собственному признанию, ограничивают режиссерский беспредел. Актеры Р.Чхиквадзе, И.Гигошвили, Г.Сагарадзе, Г.Гегечкори, К.Кавсадзе, Ж.Лолашвили (список можно продолжать долго) - это блестящая плеяда талантов, востребованных и в кино, а ныне - на других сценах, в том числе и за пределами Грузии.

В трудные для его родины дни режиссер отважился начать жизнь заново. Набрал молодежь, репетировал в темном нетопленом здании театра, убеждая артистов отрешиться от того, что происходит за его стенами. Однако в спектаклях "Добрый человек из Сычуани", в "Макбете", в прелестном этюде по грузинской азбуке, в "Женщине-змее" К.Гоцци, как и прежде, звучат остросовременные ноты. Он много ставит за рубежом. Давно уже мэтр, но совсем на него не похож. Не любит и не умеет "вещать" истины. Вечно во всем сомневается. Говорят, работать с ним трудно. Но кто бы отказался? С днем рождения, Роберт Робертович!

Также в рубрике:

КОНТЕКСТ

ХРОНИКА

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;