Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 28 (7139) 30 июля - 5 августа 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Театр

Шагал в ракурсе Малой сцены

"Седьмая свеча" З.Сагалова. Украинский драматический театр имени Т.Г.Шевченко, Харьков

Елена СЕДУНОВА


Зрителей спектакля, поставленного Анатолием Литко, долго не отпускает звучащая в нем музыка, проникновенная, заставляющая оторваться от повседневной суеты и задуматься о главном. Музыка Энио Мориконе, американского композитора итальянского происхождения, известного в западном кинематографе, оказалась не только уместной на сцене драматического театра, но и цементирующей разрозненные на первый взгляд фрагменты одной человеческой судьбы. Герой спектакля - Художник со своей нелегкой жизнью, длиною почти в столетие, муками творчества и своей любовью, освещающей его путь. На пороге смерти ему является Ангел - шальное неземное существо, которое своими невидимыми, но меткими стрелами пробуждает воспоминания о прошлом, зажигая в дряхлеющем теле луч жизни, обостряя чувства и желание любви. Образ Беллы, возлюбленной, жены и наперсницы творчества, возникает сначала в его воображении, а потом и воочию вместе с музыкой, почти не прекращающейся в плавном течении действия.

Спектакль решен в черно-белых тонах. Место действия - мастерская с разбросанными по полукругу сцены красками, холстами и другими принадлежностями живописца. Есть еще и воображаемый холст в алтарной раме, служащей фоном происходящему. Он пока не написан, темен. Из этой "черной дыры" таинственно возникают ирреальные персонажи спектакля.

В его основу легли факты жизни и творчества Марка Шагала, но образ Художника обобщен и в большой мере идеализирован. В том, как его играет Леонид Тарабаринов, покоряет абсолютная внутренняя правда. В фантастических видениях Художника метафорически сплетаются образы России, Матери, поэта-друга Блеза Сандрара, разудалой лубочной Лушки-комиссара. Спектр действующих лиц достаточно широк для того, чтобы можно было составить представление о целой эпохе, вместившей революционный подъем начала века, ломку общественного сознания, ужасы второй мировой войны, провинциальный Витебск, блестящий Париж с его художественными салонами и спорами об искусстве и наш сегодняшний день. Тайное, мистериальное в спектакле взрывается историческим шаржем. Напряженное, страстное размышление о мире, человеке, обществе сталкивается с грустной иронией старого мастера, живущего по своим законам вопреки всему наносному и случайному.

Спектакль поставлен на Малой сцене и, по сути, монологичен, режиссерски выстроен на исполнителя роли Художника. Но без партнера, Татьяны Гриник в образе Ангела, трансформирующегося в вереницу контрастных персонажей, представляющих лики времени и судьбы Художника, не было бы трагедии, мистерии, понимаемой в канонах средневекового театра как житие. В игре молодой актрисы завораживает музыка пластических движений, умение негромко дополнять, оттенять солирующую "скрипку" в спектакле и уверенно вести свой лирический голос, не нарушая слаженного актерского ансамбля.

В обозначении жанра спектакля не смешиваются, как у Маяковского, а намеренно разделяются слова "мистерия" и "буфф". И то и другое в многообразии проявлений добра и зла. В финале спектакля побеждает вера. Спускаются звезды над головами влюбленных - Художника и явившейся ему из небытия Беллы. Это их самая первая встреча и встреча последняя, потому что уже зажжена седьмая свеча, венчающая заупокойный обряд. "Летим?" - покорно спрашивает Белла. "Летим, любимая", - мечтательно отвечает Художник.

Пьеса написана белым стихом. В спектакле он звучит на диво естественно и одухотворенно, органично накладываясь на музыкальную основу постановки. В согласие со стихами входит и исповедальная манера игры актеров.

Памятуя о 75-летней истории театра, бывшего "Березиля", театра романтического в своих истоках, с особым чувством воспринимаешь появление в наше сумбурное время такого спектакля - романтический всплеск, высокая трагическая нота, элегия любви.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ЗАМЕТКИ НЕТЕАТРАЛА

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;