Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 46-47 (7303) 6 - 19 декабря 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Театр

Пылко влюбленный

Юрию Дмитриеву - 90

Елизавета УВАРОВА
Фото Леонида БАБУШКИНА


Ю.Дмитриев

В Центральном доме работников искусств отметили 90-летие Юрия Арсеньевича Дмитриева. Профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств, он - один из той плеяды ученых, кто закладывал основы нашего театроведения как самостоятельной науки. Утвердил в качестве разделов этой науки цирковедение и эстрадоведение.

А началось с того, что в 1929 году юный теарабкор, монтер Московской телефонной дирекции, только окончивший школу, публикует заметку в журнале "Новый зритель". "Откуда у меня с самого раннего возраста пробудился и все усиливался интерес к зрелищам?" - задает Дмитриев вопрос в своих мемуарах ("Я жил тогда..."), но ответа не находит. В семье театр посещали нечасто, материальные возможности, особенно после кончины в 1922 году отца, были весьма скромными. Никто и не помышлял, что старший сын, на которого были все надежды, свяжет свою судьбу с театром. Но так или иначе, а за два года, к моменту поступления в ГИТИС (1931), у "телефонного монтера" оказалось более 20 публикаций в театральной прессе. Добавилась и общественная работа в художественно-политическом совете Московского мюзик-холла и цирка.

Окончив институт, Дмитриев читал курс по истории русского театра в ГИТИСе, Театральном училище имени Щукина, продолжал сотрудничать с цирком. С 1944-го и по сей день он - в Институте истории искусств (Государственный институт искусствознания), где прошел путь от младшего научного сотрудника до заведующего сектором театра, главного научного сотрудника.

Ученый широчайшего профиля, огромной эрудиции, фантастической работоспособности, Дмитриев - автор множества монографий и научных статей, член редколлегий и автор ряда фундаментальных коллективных трудов института, энциклопедий; организатор и участник множества конференций, в том числе международных. Он ввел в науку, описал и обобщил огромный пласт разнородного материала - архивы, прессу, воспоминания современников, богатые личные наблюдения. Ему принадлежат монографии о Мочалове, Ермоловой, Живокини, о многих других выдающихся артистах; двухтомное исследование о любимом Малом театре. При его активной поддержке и непосредственном участии изданы семь томов "Истории русского драматического театра от истоков до 1917 года"; коллективом авторов впервые создана трехтомная история советской эстрады. Ряд работ Дмитриева посвящен цирку, еще в юности захватившему его в свои объятия: начиная с фундаментального исследования "Цирк в России от истоков до 1917 года" и кончая популярными изданиями "Ехали медведи на велосипеде", "Знаменитые клоуны" и другими.

Сегодня возраст дает себя знать. Но профессор по-прежнему с утра за письменным столом.

Одна из новых книг названа им "Эстрада и цирк глазами влюбленного".

Также в рубрике:

ТЕАТР

ЗАМЕТКИ НЕТЕАТРАЛА

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;