Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 4 (7311) 24 - 30 января 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Образование

Учитель такой же интеллигент, как и прочие инженеры-писатели

Слово "реформа" звучит в российском образовании уже несколько десятилетий

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Елена СИРОТКИНА


Между тем считается, что никаких реальных реформ как не было, так и нет. А нужны ли они, эти реформы, в самом деле? Может, мы просто не хотим признать искусственность всех попыток некоего видимого обновления нашей школы?

А может, она обновляется вне зависимости от наших стремлений предъявить нечто реформаторское, надо только эти процессы видеть и не мешать им?

Разговоры об обновлении образования затеваются при всякой смене политических элит. Государство непременно декларирует приверженность общенародным (в современном звучании - общечеловеческим) ценностям. Образование же кажется именно той областью общественного сознания, где явственно заявляются эти самые идеалы. Нечего гневаться: это характерно не только для родной российской жизни. Другое дело, насколько связано между собой наше государственное и общественное сознание в области образования с практикой его развития.

Связь весьма слабая. С одной стороны - бесконечные дискуссии о разнообразных средствах реформирования, с другой - стареющие преподаватели, ветшающая материальная база, долги по зарплате и забастовки, резкое деление студентов на "платников" и "бюджетников", фальшивые курсы и целые вузы с полными невеждами в роли учителей... Стоит ли удивляться, что многие кричат: "Верните советскую школу, она давала самое лучшее в мире образование!"

* * *

Но обо всем по порядку. Разумеется, обучение по липецкому методу (был такой в 70-е годы, сводился к тому, что на одном уроке ученика "пропускали" через многие виды деятельности: две минуты словарного диктанта, три минуты работы с карточкой, пять минут чтения нового материала и т.д.), введение классов "шестилеток" в абсолютно непригодных для них помещениях, отмену (или возвращение) пятидневной учебной недели реформой назвать нельзя даже с большой натяжкой. Хотя подобные "реформаторские" попытки всегда были более свойственны нашим начальникам, нежели чувствование сущностных требований времени.

Впрочем, не в одних политиках дело. Само общество все последние десятилетия было недовольно образованием. Недовольство такое вполне объяснимо для любого цивилизованного государства и любого неглупого человека. Но у нас оно в советское время обусловливалось еще и устойчивым недоверием интеллигенции к учителю, который волей-неволей представлял государство, не доверяющее личности. Учителю нередко приходилось доказывать, что он такой же интеллигент, измученный догмами коллективизма, как и прочие инженеры-писатели.

Но вот в 90-е годы рухнула формализованная до безобразия школьная бытовая жизнь. Вместо организаций с надуманной борьбой за коллективизм в школу пришли исключенные из истории имена, разнообразные программы, профильные классы, альтернативные учебники (все это не обязательно блестящего качества, однако подтверждающее, что истина не рождается без спора). И самое главное - в школу пришла долгожданная для учителя возможность не врать про непременное светлое будущее. Школе, как и всем нам, впрочем, теперь предложено осваивать реальность со всеми ее "за" и "против". Оказалось, что это куда сложнее, чем слепо бежать за поводырем.

* * *

Вы скажете, что общество наше до сих пор никакой особенной пользы от рухнувшей идеологии не получило. А мы - великая нация, нам нужна великая национальная идея. Если плох коммунизм, давайте что-нибудь другое придумаем. Вот-вот! В том-то и беды наши, что все-то мы придумываем, фантазируем, сочиняем! Отсюда вечная пропасть между сознанием и бытием.

Новые русские у нас все сплошь болваны с золотыми цепями, годами пребывающие на Канарах. Пора оставить бы этих ребят в покое, пусть спокойно создают рабочие места и прокладывают нам пути в еще не освоенные экономические пространства. Вспомните, сколь были отравлены инфантилизмом наши сограждане. Что могли они сделать со своим лучшим в мире образованием в самой жизни? Научиться пить да по бабам-мужикам бегать. Других инициатив не наблюдалось. Но убить самостоятельность в человеке - значит убить его личность.

Школа ведь и существует ради развития личности. Личности, которая способна реализовать себя в обществе и тем самым приблизить это общество к вожделенному светлому будущему. Все. Никаких иных задач у педагогики нет. Не работает школа на личность - плохая школа.

Откуда взялось это странное убеждение в нашем великолепном советском образовании? Ах да, ученики наши всегда побеждали на международных олимпиадах по физике и математике. Они и сейчас на этих олимпиадах лучшие. А мы теперь то и дело говорим об ухудшающемся качестве образования, которое непонятно каким образом связано с укрепляющейся повсеместно его же недоступностью.

Кто и как это качество измерял? Вузовские преподаватели? Они и раньше были невысокого мнения о школьной подготовке. А касательно возрастающей недоступности, так тому социальные причины виной, а не образование. И не будем забывать, что образование - штука действительно дорогая. В Европе и в Америке родители начинают откладывать деньги на образование ребенка с момента его рождения. Разумеется, в нашей стране, не самой благополучной экономически, пережившей внезапное имущественное расслоение, платность образования кажется еще одной бедой среди прочих несчастий.

* * *

Министерство образования не может решить собственно социальные и финансовые проблемы. Поэтому оно делает только то, что может, - изобретает реформу. Уж каких только вариантов нам не предлагали! Вспомним самые последние.

Например, эпопея с предметными стандартами. Необходимость нововведения объясняют неразберихой в требованиях разных учителей и школ и необходимостью как-то всем на этот счет договориться. Договариваются в основном Министерство образования, РАО и Госдума, но все еще не договорились. Жизнь тем временем не стоит на месте и не забывает предъявлять свои требования, то и дело их корректируя. Поэтому самым лучшим решением в истории со стандартами будет их благополучное забвение.

Очень любят нынешние образовательные начальники словосочетание "содержание образования". Словосочетание правильное. Действительно, жизнь требует не бесконечной тренировки ученической памяти в заучивании традиционных списков именитых людей или формул, а умения находить принципиальные решения для постоянно меняющихся задач. Но нам по-прежнему предлагают поменять список одних формул на список других, не более того.

Новейшее веяние - единый государственный экзамен. Сам по себе он мало влияет на улучшение образовательного качества. Разумеется, если мир перейдет на компьютерное общение, гораздо удобнее станет сдавать экзамен в вуз, не выезжая в Москву. Но подогнать ответы под тестовые вопросы гораздо проще, чем решить задачу, "вживую" предлагаемую преподавателем.

Что же касается стремления посредством двенадцатилетки вписаться в мировые условия, то оно не кажется серьезным (мол, везде принято учиться двенадцать лет). Наши аттестаты не признаются на Западе не оттого, что зарабатываются не двенадцать лет: просто у нас принято учить не совсем тому, чему учат там.

Справедливости ради заметим, что были попытки реформировать школу экономически, а не только организационно. Но тут что ни выдумывай, а из двух копеек два миллиона долларов не получишь. Увы, но сейчас финансовое положение школы могут улучшить лишь родители и местные власти. Однако местные власти особого интереса к школе не проявляют, разве что используют их для выбивания дотаций из центра.

Опять же справедливости ради замечу, если удастся реализовать программу компьютеризации школы - наше образование значительно продвинется. Это, пожалуй, самое эффективное, что заявлено государством в образовательном хозяйстве.

* * *

Если уж надобна идея, то почему бы, как выразился Альберт Лиханов, не сделать такой идеей будущее наших детей?

Общемировая информативная база - это уже не фантастика, это близкая реальность. В этих условиях непременно поменяются и условия образовательные, без наших умозрительных схем. И если мы сможем вписаться - значит наше образование хорошее, с реформами или без них.

Также в рубрике:

ТАТЬЯНИН ДЕНЬ

ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ

В ОБЛАСТИ БАЛЕТА

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;