Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 4 (7311) 24 - 30 января 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Событие

Искусство женского рода

Показывает Третьяковская галерея

ВЫСТАВКА

Евграф КОНЧИН


Пелена "Рождество Богородицы". 1510 г. Деталь.

В залах на Крымском Валу развернута уникальная выставка - она представляет творчество русских женщин-художниц с XV по XX века, то есть за 500 лет.

После тщательного отбора из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, Музея-заповедника "Московский Кремль", Исторического музея, Государственного музея изобразительных искусств Республики Карелия, частных коллекций в экспозицию попало 200 произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, созданных женщинами.

Открывают экспозицию произведения средневекового золотного шитья - пелена "Успение Богородицы", относящаяся к первой трети XV века, "Рождество Богородицы" (1510 год), созданная в мастерской великой княгини Анны, "Христос во гробу" (1593 год) - из знаменитой мастерской царицы Ирины Федоровны Годуновой. Если золотное шитье - сугубо женское творчество, то значение этих шедевров в русской культуре, конечно же, лишено какого-либо "полового" признака. Прежде всего по своему высочайшему профессиональному уровню, по образному решению. Этого, однако, не скажешь по поводу художественных забав царственных особ начиная с Екатерины II, что, наверное, любопытно, но не более того.

З.Серебрякова. "За туалетом. Автопортрет". 1908 - 1909 гг.

Первой же профессиональной русской художницей можно считать Софью Сухово-Кобылину, которая в 1854 году получила золотую медаль Императорской академии художеств за "Пейзаж с натуры", который ныне находится в Третьяковской галерее. В те же годы активно работали и получили известность Александра Венецианова, дочь выдающегося художника, Ольга Лагода-Шишкина, жена замечательного пейзажиста. И совершенно феноменальной была Мария Башкирцева, прожившая всего 24 года и обладавшая не только незаурядным живописным, но и литературным талантом.

Л.Попова. "Пространственно-силовое построение". 1921 г.

Серебряный век отечественной культуры дал целую плеяду ярких, самобытных имен. Назову Елену Поленову, Марию Якунчикову-Вебер, Софью Кувшинникову, Нину Симонович-Ефимову, наконец, княгиню Марию Тенишову, которая вошла в историю нашего искусства не только как замечательная художница, но и как знаток и исследовательница народного творчества, создавшая в Талашкино Смоленской области свое художественное "Абрамцево" и организовавшая в Смоленске один из первых национальных музеев "Русская старина". Княгиню вполне можно поставить рядом с легендарным Саввой Мамонтовым.

И, конечно, апофеозом Серебряного века стало творчество Зинаиды Серебряковой, Анны Остроумовой-Лебедевой, Елизаветы Кругликовой. Гораздо меньше мы знаем о художницах авангардного направления двадцатых годов XX века. И когда оно получило полный правовой статус в нашей стране, то все были потрясены ярким, самобытным, мощным талантом Любови Поповой, Варвары Степановой, Надежды Удальцовой, Натальи Гончаровой, Александры Экстер... Как здесь не вспомнить знаменитую, уже легендарную выставку "Амазонки Авангарда", организованную Фондом Соломона Гуггенхайма и завершившую свое триумфальное турне по миру в Москве, в залах Третьяковской галереи.

1930 - 1990 годы дали столько выдающихся, прекрасных имен женщин-художниц, что назвать даже наиболее значимых, известных я не берусь, потому что получился бы бесконечный список. Их работы представлены на выставке, и посетители еще и еще раз увидят уже хорошо знакомые картины. И вряд ли кому-то в голову придет искать отличия живописной женской кисти от мужской. Даже в некогда абсолютно мужском скульптурном творчестве, прежде всего из-за тяжелого физического труда, во многом лидируют женщины. Вспомним Анну Голубкину, Веру Мухину, Сарру Лебедеву, Надежду Крандиевскую, Марину Рыдзюнскую, Екатерину Белашову... Женщины энергично вытесняют мужчин из таких издревле мужских видов творчества, как керамика, стекло, ювелирное искусство, русские промыслы Палех, Гжель, Мстера, Федоскино... И это процесс естественный, закономерный. Разделение искусства на "чисто женское" и "чисто "мужское" надуманно, противоестественно. Как, впрочем, и организация подобных "женских" выставок.

Но все же свое впечатление о выставке хочу завершить искренней благодарностью ее устроителям за предоставленную возможность увидеть искусство в его прекрасных образцах.

Добавлю, что эта выставка будет иметь свое, не менее уникальное продолжение. В залах графики в основном здании галереи в Лаврушинском переулке в феврале открывается экспозиция "Женский взгляд. Графика XVIII-XX веков из собрания ГТГ". Будет представлено около 300 листов. Экспозиция, несомненно, будет такой же интересной, неповторимой и, быть может, снова вызовет споры по поводу "специфики женского взгляда" на искусство.

Также в рубрике:

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;