Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 5 (7312) 31 января - 6 февраля 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Кино: премьеры

По дороге в город Запредельный

"Иван Дурак". Киноопус

Виталий ТРОФИМОВ
Фото предоставлено кинокомпанией "Пан Терра "


Кадр из фильма

Новый российский кинопроект "Иван Дурак", осуществленный при поддержке Киностудии им.Горького тремя недавно образованными кинокомпаниями ("Август 2000", ЗАО "ТВ Экспорт", "Пан Терра"), бесспорно, будет вызывать споры. Многим молодым он покажется своим, ведь в саундтреке использована музыка группы "Мумий Тролль" и японца Отомо Йошихидзе, а оптимистичный посыл фильма упакован в кричащие краски. Молодые режиссеры Александр Дулерайн и Сергей Корягин сделали попытку снять первый российский фильм в стиле кибер-панка и выйти на модную ныне территорию, освоенную ранее американцами в картинах "Матрица" и "Судья Дредд". Но, увы, у них получилось даже хуже, чем у эпатажного Андрея И, чей дорогостоящий опус "Научная секция пилотов" так и не привлек зрителей в кинотеатры, несмотря на продолжительные пиаровские акции. Коммерческий провал, видимо, ожидает и "Ивана Дурака", застрявшего между трэш-авангардом и пестрым капустником для недоучек-интеллектуалов. Главным пороком российского кинематографа - неумением связно рассказывать занимательные истории - страдает и данное многострадальное детище бывших "параллельщиков", выпускавших ранее лишь короткометражки. Это видно в каждом кадре этого бедного на спецэффекты (по сравнению с американцами!) образчика "сверхлюбительского" кино.

Иван по дороге в свой родной город Запредельный сталкивается с девушкой, которая страдает амнезией, но как-то избирательно. Эта невзрачная особа сбежала из клиники злодея-доктора Страуса (Борис Юхананов - пожалуй, единственный запоминающийся актер в фильме), где тот ставил изощренные опыты. В результате душа девушки начинает блуждать между реальностью и антиреальностью, периодически попадая на самое дно. Оттуда ее и спасает Иван вместе со своими дружками. Даже краткий пересказ сюжета говорит о его нелепости, но для фольклорного сюжета это ведь не главный недостаток. Плохо то, что для передачи приключений вроде бы фольклорного персонажа (мало похожего и на Ивана, и на дурака) создатели не сумели найти подходящую форму. Разношерстный материал сыграл с ними злую шутку. А ведь есть блестящая книга Андрея Синявского "Иван Дурак", но наши самовыраженцы привыкли экранизировать собственные домыслы. Отметим, что частичного успеха на территории абсурда в российском кино до них добивались лишь режиссеры Сергей Овчаров и Сергей Дебижев (особенно в "Два капитан два"). Но "Иван Дурак", представляющий собой набор плохо скомпонованных сценок в духе стебных "Трактористов-2" и скрытых цитат из фильмов Годара, Роу и культовых мультфильмов

70-х годов, явно не тянет даже на комикс. Хотя актеры-любители пытаются играть в антипсихологической манере, как у поздней Киры Муратовой ("Три истории"), но все время их подводит элементарный непрофессионализм. Не лучше дело обстоит и с игрой в цитаты. Еще Осип Мандельштам метко сравнивал цитату с цикадой, но у бывших "параллельщиков" они явно не стрекочут. Особо нелепо выглядят цитаты из эзотерических произведений Даниила Андреева, проговариваемые неким доморощенным гуру, образ которого стилистически заимствован из забавной комедии Юрия Мамина "Бакенбарды". Монтаж фильма неряшлив. Хотя в том куске, где смонтированы черно-белые кадры из классики советского кино, присутствует сильная энергетика. Но это, увы, исключение из правил. Визуально кадры фильма, снятые оператором А.Долгиным, абсолютно не впечатляют. Нелепы претензии фильма и на интеллектуальность. А о скромном уровне научных познаний А.Дулерайна свидетельствуют мысли, высказанные им в интервью: "Если серьезно, то нет никакого смысла. В искусстве нет никакого смысла. В принципе, как сказал известный человек, искусство - совершенно бесполезная вещь". Этому "мыслителю" я бы порекомендовал почитать хотя бы труды о поиске смыслов великого русского ученого и философа В.В.Налимова, тогда бы он не произносил слов, напоминающих околесицу. Этим Дулерайн разительно отличается даже от Андрея И, прекрасно разбирающегося если не в режиссуре, то хотя бы в психотронике. Ведь цель любой культуры - это поиск новых смыслов. Вообще, сравнивая интеллектуальный уровень познаний наших кинотворцов с уровнем ведущих режиссеров Запада (П.Гринуэй, Д.Шмид, В.Херцог), всегда приходишь, мягко говоря, в замешательство. Не от этого ли беды нашего кино, в котором ныне днем с огнем не сыщешь таких разносторонних людей, каким был некогда С.Эйзенштейн? В "Иване Дураке" есть потуги сделать что-то новенькое, но отсутствие элементарного художественного чутья и умения оперировать мифами русского народа очевидно для тех, кто не понаслышке знаком с аналогичными образцами западной кинокультуры. Так что даже одна-две удачные сценки (удался диалог двух милиционеров) не спасут фильм. Его место на фестивале "Сверхлюбительское кино", а не в широком прокате. Лишь в узкой среде "параллельщиков" он может стать культовым.

Также в рубрике:

КИНО: ПРЕМЬЕРЫ

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;