Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 5 (7312) 31 января - 6 февраля 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27-28
№29-30№31№32
№33№34№35
№36№37№38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Кино: премьеры

Выжить в предлагаемых обстоятельствах

"Женщина на Мавзолее". Новый фильм Галины Долматовской

Светлана ХОХРЯКОВА


Е.Фурцева и космонавт А.Николаев

Екатерина Фурцева, будущий министр культуры, у ткацкого станка простояла всего один год. Припоминали этот факт ее биографии всю ее жизнь. Так ткачихой и звали. Вот она, эта самая ткачиха, одна-одинешенька стоит на Мавзолее. Государством управляют исключительно мужчины.

Судьба ее - образчик того, как надо уметь выживать в предлагаемых обстоятельствах. Партийная жизнь - замена семье, когда последней не стало. С мужем рассталась, узнав о его измене. Череда партийных дней и сопровождающие их служебные романы в партийных санаториях, куда Фурцева ездила с подругами, - знаменитые сочинские здравницы с их пляжами. Женщины в смешных купальниках. И Фурцева в таком же. Новый брак - с человеком, которого вскоре назначат послом в Чехословакии. Мать Фурцевой до конца дней своих обрезала все фотографии дочери так, чтобы мужа ее там не было.

Фурцева занимается жилищным строительством в Москве. Полным ходом идет наступление на коммуналки. Слагают частушки, которые и звучат за кадром, о том, что Фурцева взялась не за бабье дело. На культурном фронте в дни ее правления много побед: Жерар Филип в Москве, Рене Клер, Неделя французского кино, потом - итальянский неореализм. Визит Ива Монтана и Симоны Синьоре. Параллельно - другая жизнь: Хрущев на охоте и во властных кабинетах. Фурцева почти всегда в его свите как преданный соратник.

Екатерина Алексеевна в скромном свитерочке. Никаких украшений. Их и не было у нее. На голове оренбургский пуховый платок. В этом свой шик. Элегантной и стильной, говоря сегодняшним языком, она, несомненно, была. Волосы убраны в пучок на затылке, кажется, что и косметики совсем нет. Ясное, чистое лицо. А косынки теперь так опять повязывают. Модно.

Татьяна Доронина с благодарностью говорит в своих мемуарах об этой женщине, а кто-то, кого она буквально обожала, потом в своих воспоминаниях опрокинет на нее ушат помоев преднамеренно, неблагодарно. На совести Фурцевой много чего. Например, кампания против присуждения Борису Пастернаку Нобелевской премии. Могла ли она в тех обстоятельствах поступать иначе? Скорее всего, могла только уйти, оставив свой пост. "Золотая пальмовая ветвь" - нашему фильму "Летят журавли" в Канне. Счастливое лицо Татьяны Самойловой. Больше мы ее такой не увидим. Последовало резюме ЦК, в котором осуждалось как низкопоклонничество высказывание артистки о том, что в Канне она пережила счастливейшие дни своей жизни. Все это еще до назначения Фурцевой на министерский пост. Во время визита в Индию она приглашает Святослава Рериха посетить Москву. Он приезжает со своей первой выставкой в Россию, и Фурцева уже встречает его на посту министра культуры СССР. Никогда еще не было на этой должности человека столь высокого партийного ранга. И на этот случай нашлась частушка: "Нашли Фурцевой халтуру". Но ей-то как раз повезло со временем. На ее пору приходится полет Гагарина, звездный час отечественной культуры. Вот она поздравляет Утесова с присвоением почетного звания. Стоит на сцене рядом с Завадским. Едет на Каннский кинофестиваль с Юлией Солнцевой, где знакомится с Надей Леже. А та вводит ее в мир искусства. Первые по-настоящему изящные вещи - от Дома "Ланвен", французские духи. Надя Леже подсказала, где одеваться. Дружба на годы, повлиявшая на нее как на женщину в том числе, прибавила изящества, вкуса.

Очередной партсъезд - и вот уже Фурцевой нет в списке Политбюро. Известие, подобное смерти. Она и устремилась к ней, вскрыв себе вены где-то на даче. Спасли. Надо жить дальше. Привыкать к тому, что теперь она всего лишь министр культуры, министр, без худсовета утверждающий актеров Бондарчуку в "Войне и мире" и закрывающий Ролану Быкову роль Пушкина. При ней Ла Скала впервые приедет на гастроли в Москву. А шедевры Эрмитажа отправятся в Японию без страховки под личную ответственность. Кто бы решился на такое? Фурцева решилась. "Джоконду" при ней привезли - дорогое мероприятие. Но есть верный путь вернуть деньги: "Отправим Моисеева на гастроили. Он заработает". Моисеева всегда за валютой отправляли. Кормил он государство.

Открытие новой мхатовской сцены на Тверском бульваре. Через год с Фурцевой там будут прощаться. Только снимать не разрешено. Нет ни кадра хроники с ее похорон.

Ее имени нет в путеводителе Новодевичьего монастыря, хотя там она похоронена. Нет и мемориальной доски на доме, где она жила.

Автор сценария и режиссер фильма Галина Долматовская называет свой фильм документальной драмой, построенной главным образом на личном архиве Екатерины Фурцевой с его богатством фотографий и скудностью личных документов. Писем осталось мало. Дневников она не вела. В фильме использованы фото из личных архивов Никиты Хрущева и Сергея Урусевского. В фильме нет сенсаций и домыслов. Опора только на документ. Галина Долматовская уверена в том, что документальный фильм на предположениях выстраивать нельзя.

Шли по остаточному принципу: брали хронику, не отработанную другими. Интересовала не столько Фурцева, сколько культурный фон. Это как раз и удалось. Но Фурцеву подали, как женщину, конечно, как женщину у власти, в меньшей степени показав собственно ее женскую судьбу. Ощущения трагичности этой судьбы не возникает. Напротив, преследует мысль о том, что вытянула Екатерина Алексеевна счастливый билет.

На просмотр пришла ее дочь Светлана. Смотрела впервые и приняла увиденное. Все аккуратно, ничего бестактного.

Бюджет фильма - 1 миллион 400 тысяч рублей. Умудрились на них съездить в Ла Скала, туда, куда прежде камеры не допускали, и на Лазурный берег.

Также в рубрике:

КИНО: ПРЕМЬЕРЫ

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;