Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 5 (7312) 31 января - 6 февраля 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Первая полоса

Король забавляется

"Гоголь. Игроки" в Театральном товариществе 814

Ирина АЛПАТОВА
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


Сцена из спектакля

За режиссерско-актерские творения в Театральном товариществе 814 культового Олега Меньшикова не обругал только тот, кому этих творений видеть не довелось. Впрочем, бывало и "за глаза". Уж слишком раздражает наших театральных смотрителей самодостаточность Олега Евгеньевича, умудрившегося и в свободном полете, нечасто появляясь на сцене и экране, остаться отечественным актером номер один. Загляните в любой зрительский рейтинг и убедитесь в этом сами. Многочисленные рецензии на "Горе от ума" и "Кухню" (прежние постановки Товарищества) щетинились злобными и зачастую абсолютно неаргументированными выпадами. Конечно, к явным шедеврам спектакли эти вряд ли относились, но уж во всяком случае профессиональный престиж Меньшикова и его команды не уронили. А если вписать их в общий российский антрепризный контекст, то, скорее, выделялись своей основательностью и в то же время непосредственностью и живостью.

"Игрокам" с критикой не повезло вовсе. Или критике с "Игроками". Вероятно, не менее раздраженный Меньшиков устранил пишущее сословие как класс, категорически не допустив его до спектакля. Никаких тебе прогонов для прессы и бесплатных просмотров. Если очень хочется - купи билет. Только билеты дороги (зашкаливают за тысячу рублей) и не всегда доступны. Приходится либо задействовать личные связи, тщательно скрывая свое журналистское звание, если деятельность Меньшикова тебе интересна, либо гордо проигнорировать новоиспеченное действо.

Реклама и раскрутка "Игроков" тоже весьма скромны. Здесь не бьются за публику любыми доступными средствами, полагаясь на ее собственную активность и информированность.

Олег Меньшиков, этот первый российский "selfmade man" от актерства и действительно уникальный актер (если судить хотя бы по былым триумфам), уже лет десять назад смог сделать себе имя. И с тех пор оно, как водится, работает на него, позволяя легко освободиться от всех сковывающих отечественного артиста обязанностей и условностей. Меньшиков запросто может позволить себе длительные заграничные вояжи, творческие простои, самый строгий выбор поля деятельности, непубличное существование. Но главнее и важнее, кажется, другое - Меньшиков способен совместить профессию с удовольствием, прежде всего собственным. Не теряя при этом лица, не халтуря. Но и не отягощая "легкое дыхание" игры астматическими приступами сценической зауми. В общем, если кто-то из VIP-персон предпочитает отдохнуть душой и потеребить нервные окончания в казино или на скачках, то Меньшиков играет в театр.

Ему, как режиссеру и непременному участнику собственных спектаклей (а в последней постановке особенно), важно заразить подобным настроением всех - от актеров до публики. Название "Игроки" звучит в подобном контексте почти символично: дело не столько в азартных поклонниках зеленого сукна, сколько в мироощущении комедиантов. Игра становится глобальной, а вместо "крыши" сцену словно бы накрывает цирковой шатер. Под ногами входящих зрителей перекатываются монетки, сверху то и дело сыплются разноцветные "ассигнации". Контрамарка выполнена в виде банковского билета достоинством в десять тысяч долларов (не беда, что в гоголевские времена в ходу была другая валюта, играют-то сегодня). Зазевавшихся зрителей трактирный слуга Алексей (Д.Мухамадеев) тащит к столу - и они смачно хлопают рюмочку-другую горилки под соленый огурчик, сальце и тост "За любовь к театру!". Он же демонстративно отключает невесть откуда взявшийся у него мобильник и призывает всех сделать то же самое, грозя в противном случае выйти из образа и "надрать уши". И не дай Бог вам всем растащить на сувениры валяющиеся повсюду карты - предусмотрены те же "санкции".

Это постепенно завязывающееся неформальное общение сцены и зала вписано в такую же неформальную сценографию А.Попова. Фрагмент бутафорской Малороссии раскинулся широко и привольно. Задействовано все: входы и выходы, галереи и колосники. Хлопают двери, за какими-то ветошками мелькают тени, на лавке - спят, в сундук - прячутся, повсюду - нехитрая утварь, солома, дырявые дощатые заборчики. Мычат коровы, заполошно квохчут куры, где-то вдали топочет полк солдат. В сторонке вольготно расположились "хуторяне" (солисты Государственного ансамбля фольклорной музыки под руководством В.Назарова) с музыкальными инструментами. Партитура спектакля скорее звуковая, нежели чисто музыкальная: то мелодия, то стук, то шорох, то шепот.

Игроки колоритны и стоят один другого. Попавшему в эту игровую стихию выбраться из нее трудно, да и не хочется. Обманутый Ихарев (А.Усов), субтильный "интеллигентик" в очках, к финалу выброшенный из лихой фантасмагории, уже не может разглядеть очертаний реального трактира, но мучается галлюцинациями с чертовщинкой. Псевдо-Глов-младший (Н.Татаренков), как бесенок, мелькает то тут, то там, вспарывая стены. Прочие игроки работают в слаженных приемах бродячей труппы комедиантов, направляемой неистощимым затейником и "первым актером" Утешительным (О.Меньшиков). Понимают друг друга с полуслова, но при этом то и дело забавно пикируются, как клоуны на манеже, греша и рукоприкладством. Грубовато-заводной Швохнев (А.Горбунов), страстно декламируя, носится по сцене, вспугивая кур и прочую живность. Неповоротливый "полководец без войны" Кругель (А.Сирин) комично страдает "синдромом жирафа", не попадая в общий ритм. Глов-старший (В.Сухоруков, он же - персонаж по фамилии Замухрышкин, поданный в программке с фамилией-перевертышем: Роткив Вокурохус) выдает концертные номера, заморачивая публику "ридной мовой". Они нахлобучивают клоунские цилиндры, что-то вытанцовывают, запевают то романс, то "украинскую народную", суют зрителям карты в руки, по-гусарски швыряют об пол несуществующие бокалы, которые "разбиваются" с настоящим звоном. Или вдруг откровенно пародийно замрут в позе мхатовских "трех сестер" и под схожие маршевые звуки "затоскуют" о чем-то. И вновь с топотом и пеньем понесутся дальше.

Грешно же, право слово, укорять ребенка, что он азартно, но "не так" играет в кубики. Потому что у игры - свои законы, не имеющие четких границ. Да и правила размыты. На меньшиковских "Игроках" зритель ощущает себя комфортно и легко. Актеры, безусловно, тоже.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;