Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 6 (7313) 7 - 13 февраля 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Ситуация

Гонки за лидером

Московские зодчие обсуждают новый Порядок

АРХИТЕКТУРА

Анна МАРТОВИЦКАЯ


Наступление 2002 года Москва отметила новым градостроительным документом - Порядком разработки и согласования проектной документации. Он призван упорядочить громоздкую процедуру различных согласований строительных проектов в столице. Казалось бы, появление этого документа не могло не привести архитекторов в восторг. Ведь сейчас пакеты "разрешительных бумаг" должны содержать около 200 виз различных инстанций! Но профессионалов насторожила одна немаловажная деталь: в новом Порядке отсутствует раздел о проектировании на конкурсной основе.

Идея конкурсного проектирования будоражит умы российских градостроителей уже многие годы. С утратой государственной монополии на проведение строительных и архитектурных работ городские власти стали постепенно терять контроль и над формированием городской застройки. В результате среди новых зданий появилось немало "монстров", построенных вопреки всем представлениям об уважении к сложившемуся градостроительному контексту. Все это очень беспокоит представителей общественных и творческих организаций. "Мы просто обязаны создать естественную конкурентную среду в архитектурной деятельности", - заявил председатель Союза архитекторов России Юрий Гнедовский в интервью нашей газете. Союз уже несколько лет готовит законопроект об архитектурных конкурсах.

Досье

Будут ли в Москве проводиться архитектурные конкурсы и дальше, пока неизвестно. В ближайшее время предстоит подвести итоги соревнований, которые вполне могут изменить облик самых известных мест столицы.

Конкурс на реконструкцию знаменитой площади Белорусского вокзала. Первоначально его итоги планировалось подвести к началу февраля, но работа оказалась такой сложной, что ее продлили еще на месяц. Конкурс заказной, в нем принимают участие шесть авторских коллективов. Задание предусматривает сооружение ряда административных и гостиничных зданий по периметру площади, освоение подземного пространства, где разместится торгово-рекреационный центр, связанный с вестибюлями метро. С учетом развития Третьего транспортного кольца должны быть также решены схема транспортных потоков и пешеходные "тропы"... И хотя практика показывает, что реальные, самые оптимальные архитектурные решения достигаются в тех случаях, когда инвесторы начинают работать с зодчими еще на стадии идеи, художественного образа, в данном случае конкурсанты работают в "свободном полете". А это означает, что даже победившему в конкурсе проекту при реализации не избежать переделок.

Еще одно соревнование проходит среди участников конкурса на монумент в честь 250-летия МГУ. Строительство памятного сооружения должно начаться в 2003 году. Празднованию придан статус государственного мероприятия, решение об этом подписал Президент Путин. Участникам конкурса предложено два места размещения памятного знака: на площади перед входом в главный корпус МГУ и второй - на той же оси - за Смотровой площадкой на Воробьевых горах. Причем это не обязательно должна быть вертикаль - обелиск или колонна (в конце концов, один шпиль на высотке университета уже есть). Вполне вероятно, что авторы предложат архитектурно-скульптурный ансамбль, в котором память об истории первого Российского университета будет сочетаться с раскрытием его значения как выдающегося центра науки, признанного в мировом научном сообществе. Организаторы конкурса надеются, что этот монумент станет одной из "визитных карточек" города.

Между тем еще пять лет назад московские власти приняли специальное положение, утвердившее обязательность конкурсного проектирования для важных градостроительных зон. Тогда же была создана Конкурсная комиссия, в которую вошли ответственные работники Правительства Москвы и Москомархитектуры, известные архитекторы и искусствоведы.

Казалось бы, преимущества архитектурных конкурсов перед строительством очевидны: заказчик получает возможность увидеть несколько вариантов застройки и выбрать лучший. С другой стороны, многие строители привыкли работать с определенным кругом мастеров и не скрывают, что им трудно от этого отказаться. Некоторые архитекторы, в свою очередь, работают с узким кругом застройщиков и избегают даже знакомить их со своими коллегами по цеху, не говоря уже об инициации совместных проектов. В такой ситуации на рынок архитектурных услуг особенно сложно пробиться начинающим проектировщикам, и только конкурсы - мероприятия по определению публичные - позволяют молодежи заявить о себе.

Конкурсное проектирование позволяет избежать еще одной напасти - острой критики в адрес строящихся или уже сданных объектов: процесс разработки проекта становится более прозрачным, и все замечания можно высказывать уже на самых ранних стадиях. Но конкурсы, по желанию застройщика, могут быть как открытыми, когда представленные проекты безымянны, так и закрытыми - когда состав участников известен и его определяет заказчик. Поэтому скептики считают, что на расстановку сил в архитектурном цехе уже принятые положения и готовящиеся законы о конкурсах не повлияют - как правило, лидеры этого рынка сильны не только своими мастерами, но и связями.

Организация архитектурных конкурсов, в том числе и на Западе, - большая проблема. С одной стороны, чрезвычайно велико давление признанных лидеров, с другой - напор творческой молодежи, которая, владея определенным потенциалом, обычно не имеет достаточного строительного опыта. Поэтому часто победителю конкурса из молодых дают в качестве партнера или консультанта архитектора со стажем. Реализация победившего на конкурсе проекта зачастую требует от автора просто фантастического напряжения физических и моральных сил. Здесь нужно обладать и недюжинным здоровьем, и опытом, и умением находить продуктивные компромиссные решения.

И тем не менее конкурсы в большинстве стран мира признаны одним из самых эффективных способов выявления и отбора наиболее талантливых архитектурных проектов. У нас же конкурсы проводятся чаще всего формально: власти объявляют честное соревнование на проекты, заведомо не реализуемые, а среднестатистические заказывают хорошо знакомым архитекторам. Достаточно вспомнить несколько громких конкурсов минувшего года, чтобы убедиться в этом. Например, "Культура" писала об объявленном конкурсе на сооружение Баженовского павильона в Александровском саду, когда власти задумали строить новое здание на территории, охраняемой не только нашим государством, но и ЮНЕСКО. Другой красноречивый пример - конкурс на лучший проект реконструкции здания Центрального дома художника. Официально необходимость реконструкции объяснялась тем, что ЦДХ и расположенный по соседству филиал Третьяковской галереи нуждаются в дополнительных площадях. Действительно, бездарная коробка ЦДХ, несмотря на свой размер, чрезвычайно нерационально спланирована. Но конкурс, объявленный московскими властями на объект федерального значения, поражал обилием нестыковок и странностей. Например, по его условиям архитекторы должны были ограничиться работой только над самим зданием: огромная территория между Москвой-рекой, Садовым кольцом и "Президент-отелем", на которой стоит ЦДХ, предметом конкурса не являлась. Очевидно, что подобное требование делает любой - даже самый хороший проект - виртуальным, он как бы повисает в безвоздушном пространстве (впрочем, участники конкурса самовольно включили участок в свои проекты).

Конечно, принятие нового Порядка разработки и согласования проектной документации не означает, что архитектурные конкурсы в нашей столице перестанут существовать вовсе. Новый документ не обладает статусом закона, который, как известно, обратного хода не имеет. Порядок - это лишь рабочий документ, имеющий возможность развиваться и дополняться. Тем не менее очевидно намерение властей поощрять инвесторов на выигрыш в тендерах рублем, скоростью строительства и количеством передаваемого городу метража, но не качеством архитектурного исполнения объекта и не его "вниманием" к окружающей застройке. Возможно, чиновники свято уверовали в то, что Москва способна не только строить больше всех и дороже всех, но и мгновенно разбирать по кирпичу все, выходящее за рамки приличий и правил.

Также в рубрике:

АРХИТЕКТУРА

ПРАВА ПАЦИЕНТОВ

ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;