Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 10 (7317) 7 - 13 марта 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25№26№27-28
№29-30№31№33
№32№34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Театр

Пациент скорее жив

И не исключено, что выздоровеет

Наталия КАМИНСКАЯ


В портретном фойе МХАТа им.А.П.Чехова состоялась пресс-конференция, посвященная предстоящему фестивалю "Новая драма", который пройдет с 22 мая по 2 июня в Москве и Нижнем Новгороде.

"Новая драма" - фестиваль современной пьесы, и это обстоятельство позволяет ожидать к концу театрального сезона настоящего события. Причем вне зависимости от качества представленных пьес и спектаклей. Дефицит новой драматургии в современном театре очевиден. К слову сказать, кажется, не было такого времени, когда бы не говорилось о недостатке новой драмы, о том, что драматурги отстают от запросов театра. И все же на нынешнем этапе ситуация обострилась особенно и даже напоминает кризисную. При этом расхожее мнение: современных пьес никто не пишет - всего лишь расхожее мнение. Пишут. И не меньше, чем в былые времена. Один только ежегодный семинар драматургов в подмосковной Любимовке выявляет каждый раз с десяток новых имен. Наши драматурги участвуют в Берлинском фестивале "Новая европейская драма". Что-то постоянно издается, взять хотя бы ассоциацию "Золотая Маска", усилиями которой вышли в свет произведения Е.Гришковца, М.Курочкина и других. Есть, наконец, Центр драматургии и режиссуры п/р А.Казанцева и М.Рощина, ежегодно представляющий зрителям новые пьесы в интерпретации новой режиссуры.

В российской провинции и в странах СНГ тоже идет в этом смысле какая-то своя жизнь.

Однако нет дебютной идеи. Точнее, какого-то единого, внятно ощутимого движения театров и новой драматургии навстречу друг другу.

В принципе поиск свежего театрального языка, каких-либо новых средств театральной выразительности неотделим от новых текстов для сцены. В этом последнем обстоятельстве - корень нынешней проблемы.

Новую драму ставят, как правило, новые режиссеры. Но в броуновском движении современного театра, где не удается рассмотреть сколько-нибудь отчетливое лицо молодого театрального поколения и услышать его внятный голос, нет критериев и не складывается пока ясная картина.

С этой точки зрения инициатива фестиваля "Новая драма" - акт беспрецедентной важности. Не случайно, что одним из главных учредителей смотра стал МХАТ им.А.П.Чехова, ибо само рождение МХТ было в свое время связано с открытием драматургии Чехова, Горького, потом Булгакова... По словам художественного руководителя театра Олега Табакова, главный интерес МХАТа им.Чехова - в открытии новых текстов и режиссеров.

Среди учредителей фестиваля также Союз театральных деятелей РФ, Ассоциация "Золотая Маска", Центр новой пьесы "Документальная сцена". О последнем, сравнительно новом названии надо сказать особо. Центр - это часть проекта "Документальный театр", который возник в 2000 году в результате российских семинаров британского театра "Роял Корт", впрямую ведающего вопросами новой европейской драмы.

Подготовкой фестиваля занимается довольно представительный консультативный совет, состоящий из драматургов, критиков, директоров театров. В оргкомитет вошли О.Табаков, Э.Бояков ("Золотая Маска"), А.Калягин (СТД РФ), М.Ревякина (директор МХАТа им.Чехова), А.Смелянский (ректор Школы-студии МХАТа), М.Угаров (драматург, Центр "Документальная сцена"), В.Досаев (директор фестиваля) и М.Кобахидзе (представитель Минкульта РФ, которое оказывает этой акции поддержку).

Но главный спрос, конечно, будет с экспертов, которые отбирают участников. Они в данном случае названы малолитературным словом "отборщики", и их всего трое: театральные критики А.Карась, Е.Ковальская и О.Лоевский (руководитель фестиваля "Реальный театр" в Екатеринбурге). Если учесть, какая обширная программа ждет нас в конце мая, этой "тройке", при всем к ней доверии, можно посочувствовать. А программа делится на три тематические части: конкурсная, международная и экспериментальная. Именно формирование конкурсной программы поручено "отборщикам".

Сюда войдут спектакли российских театров, поставленные за последние 10 лет по новым пьесам.

Международную программу составят постановки современной иностранной драматургии, осуществленные в России и за рубежом.

Экспериментальная программа включит семинары, читки и дискуссии по инновациям и новым технологиям в драматургии и театре. Ожидается еще и конкурс читок совсем свежих пьес, а победитель получит грант на постановку спектакля, премьера которого состоится на следующем фестивале.

О содержательной части пьес и спектаклей будущего смотра на пресс-конференции ничего конкретного сказано не было - отбор пока идет. Нас заверили только, что будут отобраны произведения разножанровые и даже - коммерческого толка. Это обнадеживает. Ибо, при всей несомненной важности грядущего фестиваля, выдержать этот марафон зрителю со слабым душевным здоровьем будет непросто. Судя по тем постановкам современной драмы, которые уже посчастливилось видеть, за хорошим настроением и укреплением жизненных сил на новую драму лучше не ходить. Хотя кто знает? При всех случаях надо увидеть реальный "масштаб бедствий". Это весьма полезно.

Также в рубрике:

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;