Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 15 (7322) 11 - 17 аперля 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Палитра

Русский дух Струлева и Жданова

АРТ-ХРОНИКА

Сергей ПОПОВ


Этой выставкой, по сути, корректируется одна из страниц русского искусства прошлого, XX столетия. Двое творцов, совмещенных в едином экспозиционном пространстве, никогда не встречались, хотя знакомы были "через одно рукопожатие". Они родились с разницей в один год (Жданов - в 38-м, Струлев - в 39-м). Становление обоих мастеров пришлось на вторую половину 60-х - начало 70-х годов. Александр Жданов выставлялся на пресловутой Малой Грузинской и уже после эмиграции был показан на эпохальной выставке "Другое искусство" в Третьяковской галерее, Евгений Струлев с начала 70-х присутствовал на ежегодных глобальных смотринах Союза художников и в музейных экспозициях многих региональных центров. Струлев вписан в историю как "певец русской деревни", Жданов - как "самый мрачный экспрессионист". Одним словом, Жданова всегда считали "нонконформистом", Струлева - "официальным" художником. Что проверки временем не выдерживает и, как выясняется, является не более чем натяжкой. Выставка со всей очевидностью продемонстрировала условность всяких ярлыков, а главное - параллельность творческих языков двух мастеров.

Деревня, потаенные начала русского человека - вот темы, всегда привлекавшие обоих творцов. Струлева больше тянуло к традициям лубочной живописи. Жданов же воспринял традиции экспрессионизма и позднего, "крестьянского" Малевича. Но "свет" одного и "тьма" другого на поверку оказываются отражениями единой природы, двумя гранями колористического дара.

В 1987 году Жданов эмигрировал сначала в Австрию, затем в Америку, где работает и по сей день. Эта выставка - первая персональная на его родине, хотя множество его экспозиций было показано за рубежом. Струлев скончался в 1998 году, после чего последовало его признание. Этих художников разделяла социальная среда, затем - государственные границы и океан, теперь - рубеж жизни и смерти. Но в судьбах обоих читается сходство. Это две стороны русской трагедии духа, в котором метафора "две России" оказывается верной калькой тревожно мечущегося бытия Отечества.

Также в рубрике:

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;